|
Роль сна о моровой язве в раскрытии идейно-философского плана романа «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)Писатели часто включают в свои произведения сны, в которых своеобразно переосмысляются явления реальности, сбываются заветные мечты, осуществляются самые страшные опасения, развенчиваются заблуждения, открывается истинная суть вещей, предсказываются еще не произошедшие события и т. д. Таинственный эфемерный мир грез литературных героев символичен. Всё, что они переживают, пока спят, заключает глубокий смысл, важный для правильного понимания идеи автора. Видения персонажей пропитаны тонким психологизмом. Разумеется, Ф. М. Достоевский не мог обойти стороной этот прием. В романе «Преступление и наказание» сны играют важную роль в раскрытии внутреннего мира Родиона Раскольникова. Особенно примечателен его сон о моровой язве. Данный эпизод помещен писателем во вторую часть эпилога. Главный герой, отбывая срок на каторге, тяжело заболевает. Ему видится мир, охваченный чудовищной моровой язвой, сводящей человечество с ума. В эпидемии повинны трихины, овладевающие разумом. Люди перестают понимать друг друга, словно при вавилонском столпотворении, но себя они считают носителями истины, поэтому начинают истреблять окружающих. Спастись от беды могли лишь праведные, которых, впрочем, никто не видел. Это сновидение через аллегорию отражает теорию Раскольникова. Он считал, что есть «твари дрожащие» — серая масса, ничем не примечательные обыватели, живущие лишь для того, чтобы служить расходным материалом для «право имеющих» — выдающихся личностей, гениев, не подвластных никаким законам. Себя, естественно, герой относил ко второй категории. Идея собственного превосходства так его захватывает, порабощает волю до такой степени, что он идет на преступление, чтобы доказать свою принадлежность к избранным. Сны в романе как раз выступают в качестве опровержения теории Раскольникова, Достоевский утверждает безусловную ценность любой человеческой жизни. Сон о моровой язве герой видит, ещё не вполне раскаявшись в злодеянии. Он считает, что вся его беда не столько в убийстве, сколько в том, что ему не хватило стойкости духа вынести тяжесть греха. Следовательно, Раскольников не станет в одном ряду с Наполеоном, ведь он такой же, как те, кого он презирал. Но вскоре герой осознаёт ошибочность былых суждений, и толчком для этого послужит последний описанный в произведении сон, заронивший в душу Раскольникова зерно сомнения в состоятельности своей теории. Сон предвещает его духовное перерождение. Оно связано с любовью к Соне и с религией. Герой, физически продолжая находиться в заключении, морально наконец освобождается от давления ложных идей, от дурных мыслей и настроений. Сознание совершенного греха уже является первым шагом к его искуплению. Раскольников выходит из мрака на свет, и для него начинается новая глава жизни. Об этом свидетельствует изменение его отношения к окружающим. Соня, с которой герой ранее был столь жесток, теперь вызывает у него слезы раскаяния. Теперь он признает ценность всего, что девушка сделала для него, величие ее поступков. Даже каторжане, с которыми у Раскольникова была взаимная неприязнь, стали относиться к нему лучше. А красноречивее всего о нравственном выздоровлении героя свидетельствует его обращение к Евангелию. Трихины, черви-паразиты, символизируют опасные ложные идеи, проникающие в умы и калечащие судьбы людей. Те, кто твердо уверен в своей правоте и готов уничтожать несогласных с их мнением, и есть нравственно зараженные. Для общества не безопасен человек, у которого отсутствует эмпатия, ведь он не способен сопоставить боль кого-то другого со своей, то есть представить, что чувствуют окружающие, значит и нет причин считаться с ними. Достоевский показывает, что никакая цель не может быть оправдана, если ради её достижения необходимы чужие смерти. Люди, разучившиеся слышать друг друга и поставившие себя в один ряд с богами, неминуемо приведут мир к гибели. Обновлено: Опубликовал(а): Леди Алина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|