11.2. Как вы понимаете явление «обломовщины»? По роману И. А. Гончарова «Обломов» (ЕГЭ по литературе)
15 из 18 Оценка эксперта внизу
Роман И. А. Гончарова «Обломов» — произведение, актуальное по сей день. Автор показывает колорит русского характера, а также поднимает множество проблем, в том числе говорит об «обломовщине». В чём же она заключается?
Слово «обломовщина» впервые упоминаются в произведении Андреем Штольцем, другом главного героя.
Данным понятием он назвал ту беззаботную жизнь, о которой мечтает Илья Ильич. Но на самом деле «обломовщина» — социальные явление, поразившие русских дворян. Давайте рассмотрим его на примере главного героя романа.
Детство Ильи Ильича отражено в главе «Сон Обломова». Действие происходит в Обломовке, где царит «тишина и невозмутимое спокойствие», которым прониклись не только жители деревни, но и её поля и леса. В детстве Илья Ильич отличался неусидчивостью, был насыщен интересом к миру, хотел веселиться и узнавать новое. Но родители и няня были против подобного образа жизни ребёнка, ограничивали его в любой активности, запрещали гулять, разрешали не посещать школу. Так и начала появляться «обломовщина» в жизни будущего помещика. Илья Ильич перенял судьбу матери и отца. Теперь ему тоже хотелось жить в беззаботном мире без труда, где за него выполняют обязанности «Захар и ещё триста Захаров». Обломов не любил трудиться, поэтому и к службе в Петербурге относился как к проблеме, постоянно искал предлоги, чтобы не идти на работу, а вскоре уволился.
Стоит отметить, что "обломовщина" — явление не только помещичье-дворянское, но и национально-русское. Образ Захара, слуги Ильи Ильича, это доказывает. Он является двойником Обломова, герой как и барин ленив, не приучен к труду, не покидает лежанку. Захар не исполняет обязанности по дому, квартира Ильи Ильича была грязной, заросшей паутиной. В этом проявляется "обломовщина" русского человека недворянского происхождения. Поскольку Захар служит Обломовым с рождения барина, он впитал ту мечтательность, беззаботность, с которой рос главный герой романа.
Также данное явление характеризуется тем, что победить его невозможно. На протяжении всего романа Штольц и Ольга Ильинская старались «пробудить» главного героя, но это не обвенчалось успехом. Даже любовь оказалась слабее «обломовщины». Во время влюблённости Илья Ильич «сбросил халат», являющийся символом уюта и защищённости. Например, он начал совершать поступки, на которые бы не решился до этого: ездил в театры и музеи, читал газеты и пересказывал их Ольге, выходил с ней на прогулки, взбирался за ней на холм, даже решил поехать в Обломовку и сделал девушке предложение. Но вскоре его старые привычки взяли своё: он осознал обязанности человека в браке и испугался той яркой и эмоциональной жизни с Ольгой Ильинской: «И что за жизнь, всё волнения да тревоги!». Герои расстаются с тяжелым грузом на душе. Девушка разочаровалась в возлюбленном, а Илья Ильич вернулся в лежачее положение. Можно сказать, что именно «обломовщина» погубила главного героя: во время беззаботной, ленивой и малоактивной жизни в доме Агафьи Пшеницыной он умирает. Такой же вывод делает Штольц.
Таким образом, «обломовщина» — это явление, охватывающие русских людей всех сословий XIX века, заключающееся в лени, желании беззаботной жизни, стремлении к вечному покою, боязни перемен, мечтательности и поэтичности. Критик Н. А. Добролюбов считал, что причиной такой жизни является воспитание, а также, что черты Обломова присущи каждому человеку.