|
Реформация XVI в. на Западе и церковный раскол XVII в. в России (Школьные сочинения)Для развития христианства Реформация XVI века на Западе и церковный раскол XVII века в России имеют большое значение. Оба этих события изменили привычные догмы и вызвали народные волнения в государствах Европы и России. Но тем не менее, между ними есть значительные различия, и моя задача провести сравнительный анализ этих событий. Одним из самых явных различий является то, что реформация в Европе началась с народных волнений, которые потом вылились в кровопролитные крестьянские войны, войны между католиками и протестантами — последователями религиозного течения, которое в ходе реформации отделилось от Римской католической церкви. Народ был недоволен поборами монастырей, разложением морального облика церкви, роскошью жизни духовенства, гонениями церкви на науку. Более того, от лица Папы Римского даже продавались индульгенции – грамоты, обещавшие попадание в рай за их покупку. Считается, что событием, положившим начало реформации, является публикация труда христианского богослова Мартина Лютера «95 тезисов», в котором он обличал Римскую католическую церковь и Папу в их грехах. В России же церковный раскол начался с церковных реформ Алексея Михайловича и Никона, согласно которым требовалось перевести с древнерусского языка религиозные книги на греческий, изменить написание имени «Иисус» и изменить некоторые молитвы. Можно сказать, что церковный раскол был спровоцирован государством. В это время старообрядцы подвергались гонениям именно со стороны государства, а не со стороны той части народа, которая согласилась с никоновскими реформами. Кроме того, можно заметить, что реформация послужила толчком к развитию капитализма. Феодальные отношения претерпевали кризис, и нужно было искать новые источники развития экономики, а в католичестве извлечение материальной выгоды не в интересах церкви считается грехом. Протестанты, отказавшиеся от дорогих богослужений и роскошного убранства церквей, получили возможность инвестировать деньги в торговлю и предпринимательство. Развитие торговли же повлекло за собой усовершенствование производственных технологий и увеличение объемов производства. Кроме того, усилилось развитие науки, так как на нее уменьшились гонения со стороны католичества. Церковный раскол же не оказал такого значительного влияния на экономику России, потому в России все еще были сильны феодальные отношения, и сельское хозяйство играло решающую роль в экономике страны. Реформация затронула почти все страны Западной Европы. Широкомасштабные боевые действия проходили в Германии, Франции, Швейцарии и т. д., а церковный раскол затронул только Россию. Также можно заметить изменения в государственных политиках стран Европы после проведения реформации. Истории известно много случаев того, как правитель отлучался от церкви, если проводил политику, неугодную ей. Сила церковной власти была достаточно велика, и европейские монархи были вынуждены считаться с волей Пап. Но после реформации Римская католическая церковь утратила свое влияние на правителей — светская власть победила. Русская православная церковь же не оказывала влияние на царя при принятии политических решений. Но в этих процессах также есть сходства. Одним из них является то, что в обоих случаях значительной причиной стало разложение морального облика духовенства и недовольства народа и государства этим. Церковь стала терять авторитет, и общественность стала меньше доверять ей. Священнослужители перестали быть образцами благонравия и морали. Кроме того, после проведения реформации и после церковного раскола, как в станах Европы, так и в России произошло усиление власти монарха над властью церкви, что значительно усилило государственную власть. Таким образом, реформация XVI в. на Западе и церковный раскол XVII в. в России стали событиями, которые навсегда изменили христианский мир. Обновлено: Опубликовал(а): Екатерина Тимофеевна Внимание! Спасибо за внимание.
|
|