|
Петербург в романе «Престепление и наказание» (Достоевский Ф. М.)Столица государства российского предстает в романе не в привычном читателю блестящем виде, воспетом в русской литературе, а в ужасающем своими контрастами и нищетой. Это город "униженных и оскорблённых", душный и грязный. Июльская жара пагубно отражается на здоровье жителей. Улицы серые, мрачные, "пыль, кирпич, известка", вонь, духота и "известные заведения". Они вызывают у героя Чувство глубочайшего омерзения", где люди "так и кишат", как змеи. Образ города напрямую связан с образом главного героя, так как показан его глазами и оказывает на него постоянное давление, становясь одной из причин убийства. "Пышная картина" светского Петербурга так же тяжела, как и грязные улицы, по которым ходит герой. Его квартира — это "шкаф", "каморка", "каюта", "сундук", "гроб", "клетушка", в общем маленькое и замкнутое пространство, где стены тоже давят на человека и где невозможно вести здоровый образ жизни. Жители вполне дополняют и гармонируют со своим городом. Вокруг героя проститутки и нищие, больные и убогие. бродят "унылые" люди, бедняки, такие же серые, как улицы, на которых они обитают. Автор использует прием деформированной детали, описывая проходящих мимо Раскольникова людей. Люди опустились до предела и дополняют этим картину города ("оборванцы", "лохмотники"). От встреч с ними остается впечатление "чего-то грязного, жалкого, безобразного". Общество устроено так, что в нём жизнь возможна лишь при преступлении моральных законов, так как искажены естественные человеческие отношения: несчастье сопровождается "любопытными лицами", а не сочувствием.
Человек духовно одинок в таком городе. Всё производит гнетущее впечатление. Достоевский обрисовывает обстановку безысходности как одну из причин дальнейшего поступка Раскольникова. Отношение героя к городу — это его отношение к миру, приговор обществу, которое порождает эту безысходность. Автор показывает мир вражды, лжи, который губит людей. Обновлено: Опубликовал(а): Фёдор ltitytyrjd Внимание! Спасибо за внимание.
|
|