|
А была ли любовь? (Островский А. Н.)А. Н. Островский (1823 -1886) по праву считается классиком русской литературы. В своих произведениях он творчески осмысляет социальные противоречия и обращается к быту и нравам разных сословий. Сюжетообразующим элементом у драматурга зачастую выступает любовная линия, которая служит выражением нравственной и социальной проблематики. На материале двух пьес — «Грозы» и «Бесприданницы» — я бы хотел изучить любовные взаимоотношения героев и выявить их специфику. Замысел «Грозы» (1859) — заглавной пьесы Островского — родился после этнографической экспедиции по Верхней Волге. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, в образе которого драматург изобразил типичный провинциальный городок, вплоть до 19 века сохранивший консервативный уклад жизни. Катерина, как и её любовник Борис, отрицают культивируемые «Домостроем» лицемерие и нравственный формализм, царящие в городе. Катерина несчастна в браке с безвольным Тихоном, но вынуждена прятать свои искренние чувства за маской покорности. Борис в ожидании наследства делает вид, что во всем подчиняется дяде. Однако любовь Катерины к Борису — поступок вынужденный. «Делая свой свободный выбор, героиня ограничена наличными обстоятельствами. Борис — чужой в «темном царстве», но он вынужден жить по его правилам…». — пишет литературовед И. Н. Сухих. Он же отмечает важность категорий «воли» и «греха» для понимания поступков героини. Любовь к Борису — и грех против законного мужа, и воля героини к обретению через эту любовь новой, лучшей жизни. Как справедливо заметил Добролюбов, «Борис — не герой и далеко не стоит Катерины, она и полюбила его больше на безлюдье». Любовь как зеркало социальных проблем Островский рассматривает в другой пьесе «волжского цикла» — «Бесприданнице» (1879). Конец 70-х годов в России стал периодом экономического развития и, вместе с тем, наметил новый социальный конфликт — противостояние богатых предпринимателей и обедневших дворян, цинизма и нравственности. Отражением этого общественного конфликта в драме является конфликт любовный: Лариса — восторженная, романтическая натура — противопоставлена меркантильному Паратову. Карандышев, на первый взгляд тихий и любящий, на самом деле стремится использовать брак с Ларисой Дмитриевной в качестве предлога, чтобы заслужить уважение богатых дельцов. Каждый из героев преследует свой корыстный интерес, а девушка и её искренние чувства низводятся до объекта купли-продажи, которым можно распоряжаться подобно вещи. В конце пьесы Карандышев, возмущенный решением своей невесты ехать с Кнуровым, подтверждает этот тезис, убив её со словами «Так не доставайся ж ты никому!». Подводя итог, можно сказать, что в обеих пьесах А. Н. Островский на материале реальной жизни обращается к вечной проблеме несчастной любви. Автор убежден: там, где приоритетными являются лицемерные нравственные законы и денежные отношения, не может быть по-настоящему искренних чувств. Обновлено: Опубликовал(а): Павел Малиенко Внимание! Спасибо за внимание.
|
|