|
Сатерические страницы «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михаил)"Мастер и Маргарита" считается энциклопедией советской жизни. В этом разноплановом произведении, не имеющем точного жанра, есть сатирические моменты, которые отражают пороки "нового" советского общества. А что это за время, в котором образовалось такое общество? Обман и лицемерие пронизали жизнь сверху вниз и снизу вверх: декларировалось одно, а делалось другое сверху, и безоговорочно поддерживалось и принималось это снизу, хотя люди за спиной опять обманывали, делая своё. Это ярко отражается в разговоре Берлиоза с Бездомным по поводу поэмы о Христе. Врет ли Бездомный здесь? Да. Ведь он пишет о том, о чём ничего не знает, а сочиняет поэму со слов Берлиоза, который в свою очередь тоже врет, ведь лично ему всё равно, есть ли Бог на самом деле или нет. Это такой человек, у которого нет собственного мнения, он будет думать и делать то, что выгодно в данный момент. А ведь Берлиоз — это не лицо, это явление. Его породило время, он не последний человек в этом обществе, он — "генерал" в литературе. А как люди пробивали себе дорогу в жизни? Опять ложь, лицемерие. Как, например, бездарная актриса Мелица Андреевна Понобатько получила роль Луизы!… Булгаков, я считаю, намеренно центром внимания делает МАССОЛИТ и театр Варьете. Ведь это культура, писатели и артисты призваны быть совестью общества, интеллигенция — его стержень. И что же там? Само название "МАССОЛИТ" уже вызывает горестную улыбку: настолько оно технически сокращенное; "массовая литература" тоже удивляет: изначально это учреждение должно ориентироваться на массы, для масс писать. Уже внешне это здание кажется некоей оранжереей. Но талант загнивает в оранжерее… Да там о таланте и речи не идет. Что же внутри этого дома? Что определяет там писателя — талант? Нет, удостоверение, чин. Бездомному, например, не дадут путёвку на год написать трилогию, каким бы он талантливым не был. Почему? Не по чину. А заседания! Это ведь точная копия того, что происходит в высших эшелонах: разговоры ни о чем, заседания, чтобы показать, протолкнуть себя поближе к кормящей руке. Искусство исчезло как таковое. А что стало с обществом, у которого нет национальной культуры? Оно потеряло стержень, стало бездуховным, ему нужен вождь, власть. И такая власть приходит. Воланд начинает править людьми. Сцена представления в Варьете. Воланд смотрит на этот срез общества и понимает, что люди остались теми же. Они боятся неизвестности, они так же мелочны, нечестны и порочны. Он знает, что нужно этим людям, даёт им это счастье. Человеку стоит только согласиться, и у него будет всё. Воланд искушает человека, предлагая счастье сразу ни за что, только за душу. Он "покупает" души. Но люди не понимают, что за всё надо платить… У Булгакова пороки общества проявляются под действием волшебства. На самом же деле волшебство только срывает красивую оболочку, обнажая настоящую жизнь. Булгаков смеется над этой жизнью, но это сатирический смех сквозь слёзы. Обновлено: Опубликовал(а): Rei_ney Внимание! Спасибо за внимание.
|
|