|
6. Назовите произведение, в котором представлена тема увлечения идеями наполеонизма. В чём схожа или чем различается указанная тема в этом произведении и в «Преступлении и наказании»? 12.2. Кто победил в идейном и нравственном споре: Раскольников или Соня (ЕГЭ по литературе)6. Тема увлечения идеями наполеонизма поднимается в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир». В романе-эпопее, как и в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского, один из главных героев считает французского императора выдающимся человеком. Пьер Безухов на вечере у Анны Павловны Шерер заявляет, что только Наполеон смог понять и реализовать передовые идеи революции, признаёт в нём «величие души». Молодой человек придерживается мнения, что ради общего блага император имеет право и даже должен переступать через жизни, когда это необходимо (как, например, в случае казни герцога Энгиенского). Раскольников высказывает схожие мысли. Бывший студент причисляет Наполеона к числу «право имеющих», великих людей, которые способны сказать «новое слово» в истории. Такие личности, согласно теории Родиона, могут сами себе «разрешить кровь», пренебречь жизнями ради достижения своей цели (потому герой не видит ничего предосудительного в том, что французский император забыл целую армию в Египте). Кроме того, оба героя со временем разочаровываются в своём кумире. В ходе Бородинского сражения Безухов оказывается шокирован страшными реалиями войны, и начинает видеть в Наполеоне жестокого тирана, обрекающего огромное количество людей на смерть. Антипатия достигает такой силы, что Пьер даже становится одержим идеей об убийстве императора. Раскольников же, пребывая на каторге, видит сон о трихинах и осознаёт, что мир нуждается в «чистых» и добрых людях, а не в способных сказать «новое слово». Теория Родиона начинает подвергаться сомнению, а вместе с ней рушится и авторитет Наполеона в глазах героя. Таким образом, Безухов и Раскольников, восхищавшиеся личностью французского императора, с течением времени осознают бесчеловечность кумира и перестают видеть в нём идеал.
12.2. 1) В романе главного героя называют "мономаном", то есть человеком, все рассуждения которого сводятся к одной идее. Это обозначение справедливо, поскольку бывший студент создаёт концепцию о "тварях дрожащих" и "собственно людях" и становится буквально одержим ею. Свою теорию Родион формирует логически, руководствуясь представлениями о мироустройстве, и решается на убийство ради её проверки. Таким образом, преступление Раскольникова можно назвать "идейным". 2) Соня Мармеладова, в свою очередь, не выстраивает никаких теорий. Её мировоззрение, противопоставленное взглядом Раскольникова, основывается не на логике, а на правилах христианской морали. Бедность и безысходность подтолкнула героиню к тому, чтобы "переступить" нравственный закон, но грех и разврат не проникли в её сердце. Девушка кротка и полна сострадания, смирение и вера в Бога помогают ей преодолевать трудности и сохранять чистоту души. 3) Своим примером, без нравоучений и осуждения, Соня показывает Раскольникову, что тот ошибся, избрав бунт в качестве способа для борьбы с несправедливостью (деньгами старухи-процентщицы Родион хотел в том числе и помочь бедным). Правильной, согласно авторскому замыслу, является жизненная позиция Сони - путь смирения, сочувствия и всепрощения. Девушка убеждает героя признаться в преступлении, принять страдание и таким образом искупить вину. Эпилог произведения демонстрирует, что именно влияние Мармеладовой, её любовь помогают Раскольникову обрести надежду на нравственное возрождение: "Их воскресила любовь". Обновлено: Опубликовал(а): essaykin Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|