|
6. В каком из произведений русских писателей дан собирательный образ провинциального города и в чём он сопоставим с Калиновым? 12.2. В чём заключается нравственный смысл пьесы А. Н. Островского «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)6. Собирательный образ провинциального города представлен во многих произведениях русских писателей. Как и Калинов в драме А. Н. Островского "Гроза", место действия в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" изображено погрязшим в пороках. Чиновники уездного города безответственно относятся к службе, не выполняют своих обязанностей: судья Ляпкин-Тяпкин занят лишь охотой, в богоугодных заведениях Земляники больные умирают "как мухи". Приезд проверяющего не заставляет героев задуматься об исправлении своих ошибок, они стремятся лишь создать видимость деятельности, скрыть недостатки (городничий приказывает наскоро подмести улицу и доложить, что церковь, которую не начинали строить, сгорела в пожаре). Так и в Калинове пороки "запираются": "...за этими замками разврату тёмного да пьянства! Всё шито да крыто — никто ничего не видит и не знает...". Жестокость власть имущих по отношению к семьям, к младшему поколению —"дело тайное, секретное". О подобном угнетении всем известно, но живущие в страхе горожане не решаются открыто протестовать против деспотичности авторитетных купцов. Кроме того, и в "Ревизоре", и в "Грозе" изображается алчность и корыстолюбие власть имущих. Чиновники в комедии Н. В. Гоголя берут взятки, крадут деньги из казны (например, те, что были даны на строительство церкви), купцы жалуются Хлестакову на поборы со стороны городничего. В драме А. Н. Островского, по выражению Кулигина, богатые тоже стремятся "ограбить сирот, родственников, племянников". Дикой недоплачивает крестьянам и присваивает себе деньги безнаказанно, поскольку имеет авторитет, основанный на страхе, и не желает отдать Борису часть наследства. Таким образом, собирательный образ провинциального города схоже описан в пьесах А. Н. Островского и Н. В. Гоголя.
12.2. 1) Островский поднимает в своей драме тему свободы, которая раскрывается в конфликте Катерины с "тёмным царством". В представлении Кабановой воля является угрозой привычным устоям, героиня держится за устаревший уклад жизни и боится, что без правил, по которым живёт она и всё старшее поколение, мир буквально рухнет. Потому купчиха деспотична и жестока по отношению к своим детям и Катерине, для которых невыносимо существование под гнётом Марфы Игнатьевны. Они пытаются вырваться, потому что несвобода не позволяет им быть счастливыми, жить полной жизнью. 2) На открытый конфликт с "тёмным царством" решается только Катерина. Она росла в любящей семье, где была вольной "как птичка", в отличие от Тихона и Варвары, которые с детства живут в Калинове и терпят жестокость матери. Молодая женщина несчастна, "завяла" в Калинове, такая жизнь невыносима для неё. Стремясь к свободе, которую героиня считает высшей ценностью, Катерина вступает в отношения с Борисом. Однако жить с грехом на сердце она не может. Чистая душой героиня раскаивается в своём поступке, но не получает прощения. Кабанова лишь ужесточает контроль, усиливая несчастье Катерины, из без того страдающей от мук совести. Автор демонстрирует, как отжившие порядки ломают судьбы людей. 3) Не видя для себя другого выхода, иной возможности вырваться из "тёмного царства", Катерина бросается в Волгу. Её жизнь до того невыносима, что смерть кажется героине облегчением. Она становится первой, кто решился на протест против деспотичных авторитетов, и её пример побеждает других высказать своё мнение: Кулигин заявляет о жестокости Кабановой, Тихон обвиняет мать в гибели жены. Так, финал пьесы даёт надежду на обновление, освобождение от устаревших порядков. Обновлено: Опубликовал(а): essaykin Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|