Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




5.1. Как в данной сцене пьесы А. Н. Островского «Гроза» переплетаются две темы: любовная и социальная? 12.2. Как в пьесе А. Н. Островского «Гроза» раскрывается тема самодурства? (ЕГЭ по литературе)

5.1.

В приведённой сцене драмы А. Н. Островского "Гроза" переплетаются любовная и социальная темы.

Борис в своих размышлениях о Катерине, к которой он испытывает чувства, затрагивает и вопрос нравов в Калинове: "Здесь что вышла замуж, что схоронили — всё равно". Душевные терзания героя, вызванные влюблённостью ("сердце надрывается"), только усиливаются из-за строгости и жестокости старшего поколения, что подчёркнуто риторическим восклицанием: "Ну, попал я в городок!".

Монолог Кулигина также затрагивает социальную тематику.

Герой с чертами резонёра рассуждает о том, какими несчастными являются все люди в городе: у бедных "день и ночь работа", а зажиточные "своих домашних едят поедом да семью тиранят". Однако и в его высказывании находит отражение любовная тема. Механик отмечает, что в Калинове, где царят жестокость и угнетение младшего поколения, "гуляют парочками" только "молодые парни да девушки", которые вынуждены ради этого "воровать часок-другой" сна.

Таким образом, в приведённом фрагменте драмы "Гроза" социальная и любовная темы переплетаются как в размышлениях поглощённого чувствами Бориса, так и в монологе рассудительного Кулигина.

12. 2.

Тема самодурства раскрывается в "Грозе" А. Н. Островского через образы Дикого и Кабановой.

1) Марфа Игнатьевна жестока и деспотична по отношению к собственной семье. Она угнетает своих детей и жену сына Катерину, контролируя их. Героиня держится за устаревшие устои и навязывает всем свои правила, боясь, что без них мир не сможет "стоять". Новое поколение, по её мнению, не умеет жить, ничего не понимает, поэтому Кабанова считает своей обязанностью поучать молодёжь и навязывать свои правила. По убеждениям Марфы Игнатьевны любые отношения должны строиться на страхе, что она и воплощает в своём доме.

1) Савел Прокофьевич имеет авторитет в Калинове, потому может позволить себе проявлять жестокость и несправедливость. Он известен грубостью, вспыльчивостью, способен обругать любого, кто слабее, начиная от крестьян и заканчивая племянником Борисом. Герой специально приводит себя "в сердце", зная, что к нему побоятся подойти с просьбами, когда он рассержен. Обладая властью, Дикой также проявляет алчность, недоплачивает крестьянам безнаказанно (т. к. находится в дружеских отношениях с городничим, треплет того "по плечу").

3) Тема самодурства раскрывается и в массовых сценах. Во время диалога Кулигина и Дикого об установке солнечных часов и громоотводов в городе никто не встаёт на сторону механика, не поддерживает его идеи. Горожане кланяются Савелу Прокофьевичу, признавая его власть. Авторитет деспотичного героя основан на страхе. Таким образом, автор демонстрирует, что самодурство в Калинове существует с молчаливого согласия общественности, никто, кроме Катерины, не способен на открытый протест против гнёта "тёмного царства".

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.