|
М. М. Зощенко «Елка» (Читательский дневник)1. Автор: Михаил Михайлович Зощенко; 2. Название: «Елка»; 3. Жанр: рассказ; 4. Год написания: 1939-1940; 5. Эпоха, описываемая в произведении: конец XIX века, действие происходит в дореволюционной России. 6. Главные действующие лица: брат и сестра Минька и Лёля. 7. Сюжет: Повествование в рассказе идет от первого лица. Рассказчиком выступает сам автор. Он рассказывает о событиях, которые произошли с ним в пятилетнем возрасте накануне Рождества. Они со старшей сестрой Лёлей подсматривали, как мама украшает елку. Когда мама вышла из комнаты, Лёля предложила Миньке (т. е. рассказчику) тайком пробраться туда и посмотреть на елку. Так они и сделали. Елка была украшена не только игрушками, но, в соответствии с традициями того времени, сладостями. Леля сразу съела одну за другой несколько пастилок, а Минька из-за своего маленького роста мог дотянуться лишь до одного яблока. Когда же он решил взять себе ещё что-либо из угощений и подтащил к елке стул, то случайно уронил его на игрушки и разбил фарфоровую куклу. В это время пришли гости с детьми, и Лёля с Минькой убежали из комнаты.
И с тех пор, говорит рассказчик, я ни разу не обидел того, кто слабее меня, ни съел чужого яблока, и потому я такой добродушный. 8. Личное мнение: Рассказ «Елка», пожалуй, является самым известным произведением из цикла рассказов «Про Лёлю и Миньку». Несмотря на явное морализаторство в конце произведения, эта история не вызывает отторжения в первую очередь потому, что написана про детей и для детей. Зощенко очень хорошо передает мировосприятие маленького ребёнка, который еще не всегда в состоянии провести грань между «что такое хорошо и что такое плохо» — это за него делают взрослые, в данном случае, папа. И именно потому, что отцу здесь отведена роль строго и справедливого судьи, то и следующие после умозаключения уже взрослого человека не вызывают отторжения. Спокойная, доброжелательная интонация, упор на то, что плохие поступки плохи в первую очередь для того, что их совершает, делают этот рассказ, впрочем, как и другие рассказы из этого цикла ценными с педагогической точки зрения. Они ценны не только благодаря высоким художественным свойствам, но и мягкой, ненавязчивой дидактикой. Обновлено: Опубликовал(а): Hanna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|