|
Проблематика сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»: анализ для 7 класса (ЕГЭ по литературе)В список литературы на лето для 6-7 класса входит знаменитая сказка выдающегося русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь". Это блестящее остроумное произведение написано в далёком 1882 году, почти полтора века назад, но и по сей день не утратило своей актуальности. Рассмотрим основные проблемы, поднятые автором в сказке. Салтыков-Щедрин в образе пескаря высмеивает всех трусливых, робких и нерешительных людей. Премудрый пискарь более ста лет прожил в страхе, так и не сделав ничего полезного в своей долгой, но пустой и бессмысленной жизни. «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется» - подчёркивает автор. Казалось бы, хорошо, что пискарь не делает ничего дурного, но в то же время он не делает и ничего хорошего. Он не делает вообще ничего, потому что не вылезает из своей норки. Ещё одна проблема, о которой говорит автор, - пустота и тщетность жизни для себя. Пискарь живёт в своём уютном мирке, в своей маленькой тихой норке, впустую тратя жизнь. Иллюзии и заблуждения - вот ещё один проблемный вопрос. Главный герой сказки убедил себя в том, что мир полон опасностей, а он слаб, и ему не стоит выходить из норки. Так он и прожил всю жизнь, заблуждаясь и боясь неизвестности. Лишь под конец жизни его вдруг посещает мысль, что если б все так, как он, жили в своих норках, то «весь пискарий род давно перевелся бы». Премудрый пискарь наконец-то осознал необходимость жить полной жизнью, вылезти из своего крохотного мира и попытаться что-то изменить. Но было слишком поздно. Он был стар, слаб и болен, перед самой смертью он видел сон, во сне высунулся немного из своей норки и исчез бесследно. Нам неизвестна его смерть. Либо его проглотила щука, либо он сам умер, «потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?» Но не все ли равно? В сущности его смерть даже некому оплакивать, ведь за свою пустую никчёмный жизнь он не нажил ни семьи, ни друзей, ни потомства. В чем же основная мысль этого произведения? Литературная критика считает, что в образе премудрого пискаря писатель высмеивал либеральную интеллигенцию девятнадцатого века, которая была недовольна властью, правительством, но ничего не делала для изменения существующего уклада жизни. В широком понимании значение этой ироничной сказки заключается в следующем: нельзя жить в постоянном страхе. Нужно жить полноценной жизнью и оставить после себя след в истории. Ценность человеческой жизни как раз и заключается в том, чтобы преодолевать различные неудобства, опасности и трудности. Обновлено: Опубликовал(а): Филологиня Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|