|
Любовная лирика А. С. Пушкина (на примере трёх стихотворений) (ЕГЭ по литературе)Александр Сергеевич Пушкин считал свободу – важнейшей ценностью человека, поэтому частью творчества поэта является вольнолюбивая лирика. Рассмотрим, какие особенности она имеет. В послании «К Чаадаеву» лирический герой выражает свою веру в свободное будущее России. Авторская позиция заключается в невозможности получения счастья без падения самодержавия. Для того, чтобы подчеркнуть энтузиазм и инициативу лирического героя изменить политический строй, А. С. Пушкин использует анафору («Пока свободою горим, // Пока сердца для чести живы»), обращение («Мой друг»), риторические восклицания («отчизне посвятим // Души прекрасные порывы!», «И на обломках самовластья // Напишут наши имена!»). Поэтический персонаж считает, что именно освобождение народа от «власти роковой» способно привести к возвеличиванию страны, которую автор называет «звездой пленительного счастья», подчеркивая значимость независимости для человека и государства. В стихотворении «Узник» лирический герой борется за свободу личности. Он, находясь в неволе («Сижу за решеткой в темнице сырой»), видит в образе орла призыв покинуть заточение: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Использованное описание пейзажей («где за тучей белеет гора», «где синеют морские края») подчеркивает желание лирического героя освободиться и показывает, чего не хватает в неволе. Стоит отметить, что приведенное стихотворение имеет биографический подтекст: его написание приходится на время южной ссылки А. С. Пушкина. Именно там поэт осознаёт всю значимость свободы для человека, именно поэтому герой произведения – это лирическое «я» поэта. В элегии «К морю» лирический герой восхищён красотой и независимостью морской стихии. Он выражает чувство смятения через риторические вопросы («О чем жалеть? Куда бы ныне // Я путь беспечный устремил?»). Поэтический персонаж желает совершить «поэтический побег» от общества, однако, вспомнив Бонапарта, сомневается в успешном исходе его стремления освободиться («Одна скала, гробница славы… // <…> // Там угасал Наполеон»). Чтобы подчеркнуть восхищение лирического героя образом свободного моря, автор использует анафору («Как ты, могущ, глубок и мрачен, // Как ты, ничем неукротим. »), эпитеты («неподвижный берег», «торжественная краса») и риторическое восклицание («Прощай же, море!»). Таким образом, тема свободы имеет отражение лирике А. С. Пушкина. Поэт раскрывает её с разных сторон: он обращается к природе в элегии «К морю», обращается к политическим вопросам в послании «К Чаадаеву», рассматривает внутренний мир человека в лирическом стихотворении «Узник». В приведенных стихотворениях понятие свободы схоже, однако различно его применение – в этом и заключается особенность вольнолюбивой лирики Пушкина. Обновлено: Опубликовал(а): Варвара Гамолка Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|