Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Любовная лирика А. С. Пушкина (на примере трёх стихотворений) (ЕГЭ по литературе)

Александр Сергеевич Пушкин считал свободу – важнейшей ценностью человека, поэтому частью творчества поэта является вольнолюбивая лирика. Рассмотрим, какие особенности она имеет.

В послании «К Чаадаеву» лирический герой выражает свою веру в свободное будущее России. Авторская позиция заключается в невозможности получения счастья без падения самодержавия. Для того, чтобы подчеркнуть энтузиазм и инициативу лирического героя изменить политический строй, А.

С. Пушкин использует анафору («Пока свободою горим, // Пока сердца для чести живы»), обращение («Мой друг»), риторические восклицания («отчизне посвятим // Души прекрасные порывы!», «И на обломках самовластья // Напишут наши имена!»). Поэтический персонаж считает, что именно освобождение народа от «власти роковой» способно привести к возвеличиванию страны, которую автор называет «звездой пленительного счастья», подчеркивая значимость независимости для человека и государства.

В стихотворении «Узник» лирический герой борется за свободу личности. Он, находясь в неволе («Сижу за решеткой в темнице сырой»), видит в образе орла призыв покинуть заточение: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Использованное описание пейзажей («где за тучей белеет гора», «где синеют морские края») подчеркивает желание лирического героя освободиться и показывает, чего не хватает в неволе. Стоит отметить, что приведенное стихотворение имеет биографический подтекст: его написание приходится на время южной ссылки А. С. Пушкина. Именно там поэт осознаёт всю значимость свободы для человека, именно поэтому герой произведения – это лирическое «я» поэта.

В элегии «К морю» лирический герой восхищён красотой и независимостью морской стихии. Он выражает чувство смятения через риторические вопросы («О чем жалеть? Куда бы ныне // Я путь беспечный устремил?»). Поэтический персонаж желает совершить «поэтический побег» от общества, однако, вспомнив Бонапарта, сомневается в успешном исходе его стремления освободиться («Одна скала, гробница славы… // <…> // Там угасал Наполеон»). Чтобы подчеркнуть восхищение лирического героя образом свободного моря, автор использует анафору («Как ты, могущ, глубок и мрачен, // Как ты, ничем неукротим. »), эпитеты («неподвижный берег», «торжественная краса») и риторическое восклицание («Прощай же, море!»).

Таким образом, тема свободы имеет отражение лирике А. С. Пушкина. Поэт раскрывает её с разных сторон: он обращается к природе в элегии «К морю», обращается к политическим вопросам в послании «К Чаадаеву», рассматривает внутренний мир человека в лирическом стихотворении «Узник». В приведенных стихотворениях понятие свободы схоже, однако различно его применение – в этом и заключается особенность вольнолюбивой лирики Пушкина.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.