|
Нам на земле вдвоём нет места по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)Каждая эпоха выдвигает на первый план людей, которые концентрируют в себе самые важные признаки времени. В этом смысле, Печорин назван Лермонтовым “героем... времени”. Главный герой романа имеет глубокий и полный внутренних противоречий характер. Печорину, к сожалению, чужды моральные устои общества, и поэтому можно утверждать, что всё же он —безнравственный человек. Печорин представляет собой эгоистичную личность, ведь единственное, о чём он заботится — это он сам. Его эгоизм возведен в степень циничности, граничащий с жестокостью. Нельзя не заметить, что самое заметное качество персонажа — его ум и образованность, которые он успешно применяет на практике. Печорин всегда умеет подать себя в обществе и, благодаря своей эрудиции, может заинтересовать любого собеседника. Решительность Печорина и его настойчивость в достижении поставленной цели поражают, поскольку несмотря на чувства скуки и хандры, одолевающие его, он продолжает пытаться найти своё предназначение и то, что придало бы смысл его жизни. Это является доказательством его непоколебимой силы воли. Печорин действительно разный: он и сообразительный, и опытный, он отличный офицер, хороший рассказчик и великолепный психолог, раскрывающий истинное лицо каждого. Характеристику можно было бы продолжать и продолжать. И Грушницкий, его сослуживец, сам признаёт превосходство Печорина по всем статьям. И не удивительно, так как Грушницкий представлен полным антиподом Печорина, возможно и для того, чтобы подчеркнуть все уникальные качества главного героя. Грушницкий — трусливый пустослов, любит красивые слова и жесты, он сентиментален и эмоционален, молодой и неопытный. Особенно ярко это проявляется в их противостоянии, целью которого было завоевание сердца княжны Мери. Она привлекла их обоих в одно и то же время, и в этот же момент между Печориным и Грушницким возникла взаимная неприязнь, которая вскоре не оставила след от их былых отношений. При этом, их стремления завоевать сердце княжны Мэри носят противоположные намерения. Замысел Печорина свойственен его властилюбивой и жестокой натуре, а низменные намерения облачены в самые яркие выражения: “Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!”. А вот Грушницкий, как бы он ни проигрывал Печорину в живости ума, поддался самому настоящему чувству влюбленности, однако и в этом соперничестве он потерпел неудачу в силу своей молодости и неопытности : “...я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин...”. И Печорин действительно великолепно знает, что делает. Вначале он поступает так, чтобы княжна Мери невзлюбила его, выжидает момент, когда Грушницкий ей наскучит, и в глазах Мери, он уже становится человеком необыкновенным и интересным. Тактика Печорина оказалась верной, ведь, как известно, “от любви до ненависти один шаг”. Таким образом, и в этой соперничестве Печорин выходит победителем. “Я его понял, и он за это меня не любит...”. Их противостояние доходит до крайней точки: во время дуэли, Грушницкий будет целить в лоб Печорину, А Печорин убьёт Грушницкого. Поводом послужила ситуация с княжной Мери, но истинное желание уничтожить противника глубже. На первый взгляд, они абсолютно не похожи. Противоположности. Один ходит в шинели, другой — в мундире. Один — совсем молодой юнкер, другой — уже опытный офицер. Но если приглядеться, можно заметить удивительное: вопреки такой ощутимой разнице во всём, Печорин и Грушницкий — схожи в основной своей сути — оба заняты только собой. Грушницкий создаёт себе образ на подобие Печорина; он носит шинель, чтобы казаться в глазах женщин настоящим солдатом и героем : “...да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем...”, в то время как у Печорина уже была громкая дуэльная история. Они оба желают познакомиться с Мери и заинтересовать её. Грушницкий хочет, чтоб его пригласили домой. Печорин не испытывает такого страстного желания — он уверен, что его пригласят в гости (как-никак, у них есть общие знакомые в Пятигорске). Из всего этого следует, что Грушницкий — кривое зеркало Печорина. Именно в Грушницком Печорин видит своё отражение и все те пороки, которые ненавидит в себе. Печорин много и глубоко размышляет о своей жизни. Он чувствует в душе “силы необъятные”, но при этом видит, что приносит в жизни других людей почти всегда только страдание и горе. С ним постоянно связаны беды, сам себя он называет “топором в руках судьбы”. В конце концов он даёт себе резкую и жестокую характеристику: “...невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя”; “Неужели, думал я, моё единственное назначение на земле ” разрушать чужие надежды?”. Ведь Печорин всё о себе понимает. Может поэтому невольно, несмотря на всего низкие поступки, все же симпатичен. Такую интеллектуальную мощь, да в другое русло! Но для пользы человечеству, нужна любовь, нужна жертвенность, а эти качества с эгоизмом не дружат. Непростая судьба, сложный характер и масса уроков для каждого из читателей романа Лермонтова. Обновлено: Опубликовал(а): Alina Mengelshtein Внимание! Спасибо за внимание.
|
|