|
Трудно ли быть самим собой по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)Трудно ли быть самим собой? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к значению самого выражения. Человек, умеющий оставаться самим собой, — это, в первую очередь, личность, обладающая такими качествами, как индивидуальность, верность своим принципам и ценностям, умение сформировать и отстаивать собственное мнение, независимое от законов и суждений, диктуемых обществом. Такой человек искренен не только с другими людьми, но и с самим собой. Кроме того каждому индивидуальному человеку свойственна способность к самопознанию — трезвому анализу своих внутренних качеств, умению развивать положительные черты и бороться с отрицательными. Но, разумеется, перед человеком возникают трудности в виде противоречия между личными идеалами и общественными устоями. В определенный момент он оказывается перед непростым выбором: сохранить верность себе, но столкнуться с непринятием в обществе и, как следствие, одиночеством или отказаться от собственных принципов в угоду хорошему, выгодному социальному статусу и репутации. Отличным примером человека, для которого быть самим собой — огромная ценность, является главный герой знаменитой комедии Грибоедова «Горе от ума» Александр Чацкий. В нём собраны все качества, присущие настоящей личности. Во-первых, Чацкий полностью независим от общества, что можно понять, обратив внимание на его биографию: он избирает жизненный путь, который явно отличается от общепринятого в Фамусовском обществе — вместо веселья на праздничных ужинах и балах, он путешествует и занимается образованием: «Охота странствовать напала на него». Независимость Чацкого проявляется и в формировании собственного мнения, почти прямо противоположного тому, что диктуют представители «века минувшего». Это подтверждается его желанием «служить делу, а не лицам», осуждением крепостного права, чинопочитания и бездумной моды на все иностранное: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?». Характеризуя Чацкого, как человека, умеющего быть самим собой, нельзя не упомянуть его искренность. Если Александр Андреевич Чацкий считает нужным высказать что-то, он никогда не промолчит вне зависимости от того, насколько влиятельный человек находится перед ним, что мы и видим в сцене визита Скалозуба, который является довольно авторитетным лицом в Московском обществе. Чацкому не свойственны притворство и лицемерие, он открыто выражает свои чувства и не стесняется своих взглядов на жизнь. В подтверждение этому диалог с Молчалиным: как бы Чацкий ни пытался войти в положение и понять Алексея Степановича, у него ничего не вышло. «С такими чувствами, с такой душой любим!.. Обманщица, смеялась надо мной!» — Александр отказывается верить, что Софья могла влюбиться в такого человека, и напрямую говорит об этом. Но, несмотря на влияние сильного влюбленного чувства, Чацкий всё-таки готов признать, что Софья его вовсе не любит, что, безусловно, демонстрирует его умение быть честным с самим собой, не бояться посмотреть правде в глаза. Но верность своим идеалам, как и остальные черты индивидуальности, влияет на взаимоотношения Чацкого с окружающим миром. Мы видим яркий, возрастающий конфликт с Фамусовским обществом: сначала он сталкивается с игнорированием, затем возникают слухи о его безумии, и, в конце концов, преданный Софьей, он вынужден покинуть Московское общество, что отказалось принять его. Градацию можно заметить и в эмоциональном состоянии Чацкого: надежды постепенно переходят в терзания, которые, в свою очередь, впоследствии приводят к разочарованию и одиночеству. Так, на примере Александра Чацкого мы выяснили, что оставаться самим собой, не рискуя при этом быть отвергнутым обществом, невозможно. В таком случае у читателя может возникнуть вопрос: «А есть ли смысл в стремлении быть самим собой, если сохранить верность себе так трудно?». Я думаю, каждый человек должен самостоятельно попытаться найти на него ответ. Хотя отказ от своей индивидуальности и гарантирует некоторые материальные блага, он лишает человека гордости, чувства собственного достоинства и чистой совести. По сути, человек, отказавшийся от своих принципов, отказывается и от собственной жизни, своего «Я». Обновлено: Опубликовал(а): Алина Мальчикова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|