Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Трудно ли быть самим собой по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Трудно ли быть самим собой? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к значению самого выражения. Человек, умеющий оставаться самим собой, — это, в первую очередь, личность, обладающая такими качествами, как индивидуальность, верность своим принципам и ценностям, умение сформировать и отстаивать собственное мнение, независимое от законов и суждений, диктуемых обществом. Такой человек искренен не только с другими людьми, но и с самим собой. Кроме того каждому индивидуальному человеку свойственна способность к самопознанию — трезвому анализу своих внутренних качеств, умению развивать положительные черты и бороться с отрицательными.

Но, разумеется, перед человеком возникают трудности в виде противоречия между личными идеалами и общественными устоями.

В определенный момент он оказывается перед непростым выбором: сохранить верность себе, но столкнуться с непринятием в обществе и, как следствие, одиночеством или отказаться от собственных принципов в угоду хорошему, выгодному социальному статусу и репутации.

Отличным примером человека, для которого быть самим собой — огромная ценность, является главный герой знаменитой комедии Грибоедова «Горе от ума» Александр Чацкий. В нём собраны все качества, присущие настоящей личности. Во-первых, Чацкий полностью независим от общества, что можно понять, обратив внимание на его биографию: он избирает жизненный путь, который явно отличается от общепринятого в Фамусовском обществе — вместо веселья на праздничных ужинах и балах, он путешествует и занимается образованием: «Охота странствовать напала на него». Независимость Чацкого проявляется и в формировании собственного мнения, почти прямо противоположного тому, что диктуют представители «века минувшего». Это подтверждается его желанием «служить делу, а не лицам», осуждением крепостного права, чинопочитания и бездумной моды на все иностранное: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?».

Характеризуя Чацкого, как человека, умеющего быть самим собой, нельзя не упомянуть его искренность. Если Александр Андреевич Чацкий считает нужным высказать что-то, он никогда не промолчит вне зависимости от того, насколько влиятельный человек находится перед ним, что мы и видим в сцене визита Скалозуба, который является довольно авторитетным лицом в Московском обществе. Чацкому не свойственны притворство и лицемерие, он открыто выражает свои чувства и не стесняется своих взглядов на жизнь. В подтверждение этому диалог с Молчалиным: как бы Чацкий ни пытался войти в положение и понять Алексея Степановича, у него ничего не вышло. «С такими чувствами, с такой душой любим!.. Обманщица, смеялась надо мной!» — Александр отказывается верить, что Софья могла влюбиться в такого человека, и напрямую говорит об этом. Но, несмотря на влияние сильного влюбленного чувства, Чацкий всё-таки готов признать, что Софья его вовсе не любит, что, безусловно, демонстрирует его умение быть честным с самим собой, не бояться посмотреть правде в глаза.

Но верность своим идеалам, как и остальные черты индивидуальности, влияет на взаимоотношения Чацкого с окружающим миром. Мы видим яркий, возрастающий конфликт с Фамусовским обществом: сначала он сталкивается с игнорированием, затем возникают слухи о его безумии, и, в конце концов, преданный Софьей, он вынужден покинуть Московское общество, что отказалось принять его. Градацию можно заметить и в эмоциональном состоянии Чацкого: надежды постепенно переходят в терзания, которые, в свою очередь, впоследствии приводят к разочарованию и одиночеству.

Так, на примере Александра Чацкого мы выяснили, что оставаться самим собой, не рискуя при этом быть отвергнутым обществом, невозможно. В таком случае у читателя может возникнуть вопрос: «А есть ли смысл в стремлении быть самим собой, если сохранить верность себе так трудно?». Я думаю, каждый человек должен самостоятельно попытаться найти на него ответ. Хотя отказ от своей индивидуальности и гарантирует некоторые материальные блага, он лишает человека гордости, чувства собственного достоинства и чистой совести. По сути, человек, отказавшийся от своих принципов, отказывается и от собственной жизни, своего «Я».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском