|
Вы здесь: Критика24.ру › Итоговое сочинение (декабрьское)
Может ли благая цель служить прикрытием низменных планов? (Итоговое сочинение (декабрьское))Появляясь на свет человек попадает в общество которыми движут разные мотивы. Именно ради них, ради свои целей, люди и совершают поступки. Поступки разные, цели и средства – тоже. Ведь каждым человеком движут какие-то внутренние идеалы, люди стремятся чего-то достигнуть, зачастую невзирая на средства, многие готовы идти по головам ради великой цели. Иногда гуманная цель может оправдывать аморальные средства, хотя нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных, низменных планов. Часто говорят, что для высокой цели можно и поступиться нравственными принципами или человеческой жизнь. Нравственный принципы – это одно, человеческая жизнь – уже грань. Именно за этой гранью великое превращается в аморальное. Благая цель не может служить прикрытием низменных планов, если она требует человеческих жертв.
Полководцы и властители не ставили перед собой преграды в виде нравственности на пути к великим целям. Так, Л. Н. Толстой создал в романе «Война и мир» два контрастных характера, воплощающих в себе полярные черты. Кутузов и Наполеон – военачальники, великие люди, имена которых известны всей Европе. Но Кутузов ведет войну освободительную, он не может отправить миллионы вояк, у которых есть семья дети призвание на гибель, ему не позволяют совесть. Его цель – освободить страну от захватчика с минимальными потерями. Цели и средства благи и достойны, сам Кутузов морально чист. Толстой противопоставляет ему Наполеона. Француз желает завоевать мир, за ним идут толпы, народ считает эту цель великой. Но на деле героем движут лишь низменные планы, его собственные эгоистические потребности: тщеславие, жажда власти. Наполеон переступил за грань разумного, его «благая» цель унесла сотни и тысячи жизней, и всё ради усмирения эго француза. Нередко люди сами не осознают принадлежность своей цели, то есть многие не сразу понимают, что благая цель таит в себе низменные планы. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников тоже ставит перед собой цель – проверить себя, кто он – «тварь ли дрожащая» или «право имеет». Он рассуждает о личностных возможностях человека, он задается философским вопросом: оправдывает ли цель средства. Родион разрабатывает теорию, которая может спасти тысячи ценных человеческих жизней ценой всего одной незначительной. Герой применяет самое гнусное из всех средств достижения цели – он убивает. Жертвой стала процентщица, но на ней все не закончилось. Раскольников унес еще две случайные жизни – жизни сестры старухи Лизаветы и её нерождённого ребёнка. Теория главного героя не подтверждается относительно его самого. Ведь возникшие у Родиона мысли были ознаменованы исключительно безвыходностью его положения, бедностью и нуждой. Великая цель Родиона лишь прикрывала его низменные потребности, идея спасения человечества оказалась идеей спасения самого себя. Если выбрать благую цель, которая требует игнорирования моральных принципов, то ценность её становится весьма сомнительной. Низменность намерений всегда движима эгоистичными потребностями, потребностями сугубо личными. Цель должна быть соизмерима со средствами и последствиями. Когда средствами являются человеческие жизни, то цель перестает быть благом и становится банальным преступлением. Обновлено: Опубликовал(а): lomialina Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|