|
12.2 Чем автору и главному герою антипатичен Лужин? (ЕГЭ по литературе)Система образов в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского очень сложная и интересная, так как многие из персонажей помогают раскрыть характер главного героя — Родиона Раскольникова. С их помощью автор показывает его с разных сторон, поэтому образ Лужина очень важен для понимания психологизма романа. Но почему в таком случае Лужин антипатичен и Рскольникову, и самому автору? В «Преступлении и наказании» присутствуют говорящие фамилии, чтобы лучше понять героев, дать им общую характеристику. Фамилия Лужин образована от «лужи», а она, как правило, — явление неприятное, грязное. Так автор уже с первым упоминанием об этом герое (в письме Пульхерии Раскольникову) показывает свою антипатию к нему. Хоть сколько-нибудь положительных героев Достоевский не стал бы именовать в честь лужи. Однако когда Лужин впервые появляется в романе, мы видим достаточно положительную характеристику о нем, данную матерью Родиона — Пульхерией. В письме она описывает его как делового, обеспеченного человека, который искренне хочет помочь их семье. Но делает это лишь потому что хочет, чтобы Родион его принял, и тот помог студенту с финансами (она надеется, что Лужин возьмёт его к себе на службу). Несмотря на это, мать Раскольникова не может упустить одну деталь, которая позже и станет первой причиной антипатии Родиона к Лужину. Она упоминает, что в разгаре диалога Лужин обронил мысль о том, что непременно хочет нищую жену, чтобы та видела в нём благодетеля и оставалась в вечном долгу. Когда Лужин приезжает в Петербург и навещает Раскольникова, мы сразу видим неприязнь к жениху Дуни со стороны брата (он долго игнорирует вошедшего, делает вид, что не знает, кто он). Родион не хочет отдавать в жертву свою сестру ради выгоды (в письме было сказано, что о любви речи не идёт), ведь она согласилась на предложение Лужина в первую очередь ради брата и матери (Раскольникову необходимы деньги на учебу, Пульхерии — спокойствие за жизнь дочери и сына). Но Родиона взбесили представления Лужина об идеальной жене, поэтому в их диалоге он бесцеремонно упрекает его в этом. Лужин, пытаясь оправдаться, говорит, что мать Раскольникова все переврала, чем вызывает только большую его антипатию (после этого он выгоняет Лужина, не желая дослушать). Значимую роль в романе занимают «двойники» Раскольникова — его кривые зеркала, утрировано показывающие определённые черты его характера, возможный путь. Одним из таких «двойников» является Лужин. Он — воплощение эгоизма. Его теория схожа с теорией Раскольникова (можно переступить через кровь ради благого дела). В диалоге с Родионом Лужинговорит, что нужно любить только себя, а об остальных думать в последнюю очередь и что только так мир станет лучше (когда у всех будет по «целому кафтану»). Позже Родион подмечает, что если довести теорию Лужина до последствий, то выходит, что можно людей резать. Оба героя считают, что можно пренебречь кем-то ради спасения множества людей, но если для Раскольникова такая мысль — последнее, что двигало им в преступлении, то для Лужина она — жизненный принцип. Итак, Лужин переступает через жизни других по большей части ради собственной выгоды. Даже готов жениться, только чтобы удовлетворить своё желание быть «благодетелем» для бедной девушки, а не из чувств или ради неё. Таким образом, автор упрекает его в эгоизме, так как итог романа — кроткие, сострадающие люди спасут мир, а Лужин — прямая противоположность этому. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Кравцова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|