|
У художника Ильи Глазунова есть много иллюстраций к «Преступлению и наказанию». Согласны ли вы с живописной интерпретацией образов Раскольникова, Свидригайлова и Порфирия Петровича, предложенных художником? (Достоевский Ф. М.)
Для того, чтобы ответить на вопрос о соответствии живописной интерпретации И. Глазунова образам героев, необходимо проанализировать иллюстрации художника.
На заднем плане виднеется церковь по левую сторону, а по правую — городские строения, что может указывать на противоборство в душе Родиона Раскольникова между истинной верой, воплощенной в образе церкви, и низменными, бытовыми мыслями человека. С одной стороны, мысль об убийстве зарождается из-за проблем с деньгами, потребностью раздобыть их, а с другой — проверка себя на прочность. "Я не человека убил, я принцип убил... Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного... Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?». Раскольников, обдумывая свою теорию, вкладывает в нее такое значение, которое способно было заменить ему самое главное, по Достоевскому, — веру в бога.
Особенно зримо эта мысль писателя воплощена в герое романа на 3-ей иллюстрации «Раскольников в своей комнате», выполненной И. Глазуновым. Художник отказался от детализации образа героя, подробного изображения интерьера его комнаты.
На мой взгляд, иллюстрации Ильи Глазунова вполне соответствуют настроению романа. Художник намеренно избегает полной «реалистичности» для того, чтобы показать напряжение и искаженное восприятие персонажей романа самих себя и мира вокруг. Но также не могу не отметить несовпадение внешности героя на иллюстрации и того, как я его изначально себе представляла. В моем воображении у Раскольникова более «острые черты лица» и лоб меньшего размера. На следующей иллюстрации изображен Порфирий, курящий сигарету, сидящий в кресле в домашнем халате. Весьма вероятно, что художник хотел показать момент, когда к герою в первый раз приходят Разумихин и Раскольников. То что бросается в глаза — это наличие цвета и большого контраста: светлая кожа и воротник на черно фона и тёмно-синего халата. Большинство иллюстраций к этому роману либо выполнены в черно-белой палитре, либо в пастельных тонах. Кстати, у портрета Свидригайлова такая же палитра. А иллюстрации с Сонечкой Мармеладовой и Родионом Раскольниковым почти всегда имеют тусклую палитру. Мне кажется, автор хотел показать точку зрения окружающих людей на жизнь этих героев. И Свидригайлов, и Порфирий Петрович небедные и не испытывают острой нужды в материальных вещах, как другие герои романа. "Оно конечно, одет прилично и числюсь человеком не бедным...". Выражение лица у Порфирия Петровича было надменное и саркастичное. На губах была полуулыбка. Взгляд крайне внимательный и как будто, смотрящий прямо в душу. По моему мнению, И. Глазунову отлично удался образ Порфирия. Единственное, что отличает иллюстрацию от изначального образа героя в моем воображении — это отталкивающий внешний вид героя. Мне кажется его выражение лица крайне неприятным и даже немного жутким. Возможно, именно этого добивался автор, так как подобные ощущения испытывает Раскольников по отношению к Порфирию Петровичу. Далее стоит обратить внимание на портрет Свидригайлова. Первое, что привлекает наше внимание — это большая детализация лица по сравнению со всеми остальными элементами на картине. Автор специально обращает наше внимание на лицо, так как именно с помощью лица можно показать внутренний мир человека. Взгляд пристальный и холодный, выражающий мучение. Художник хотел показать воплощение всех ужасных поступков героя в его выражении глаз. "Это самый развращенный и погибший в пороках человек, из всех подобного рода людей!..". Фон на иллюстрации темный со светлыми элементами. Вероятно, это символизирует попытки героя искупить свои грехи. Например, Аркадий Иванович помог Соне: "Вот три пятипроцентные билета, всего на три тысячи. Это вы возьмите себе, собственно себе, и пусть это так между нами и будет, чтобы никто и не знал, что бы там вы ни услышали». На мой взгляд, И. Глазунов смог передать основные черты личности Свидригайлова. Я полностью согласна с этой интерпретацией образа Аркадия Ивановича. Подводя итоги, можно сказать, в своих иллюстрациях Илье Глазунову удалось максимально раскрыть личностные качества, переживания персонажей, передать «атмосферу» романа. Конечно, существуют некоторые различия между внешностью персонажей на иллюстрациях и в моем воображении, но в целом, я согласна с живописной интерпретацией образов Раскольникова, Свидригайлова и Порфирия Петровича, предложенных художником. Обновлено: Опубликовал(а): Наташа Наумеко Внимание! Спасибо за внимание.
|
|