|
Печорин: трагедия незаурядной личности по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)В любом обществе бывают свои неизменные законы. Человека, нарушившего их, считают уже неполноправными членом этого общества. Григорий Печорин, главный герой романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», неоднократно нарушал общепринятые устои. Наверное, поэтому он не был принят обществом, сам не любил его и с презрением относился ко всем его представителям. Автор сразу, в предисловии к роману, определил основную проблему: он хочет показать в нем «современного человека, каким он его понимает», а герой его – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». И по ходу развития событий мы видим, что Печорин – герой вполне реальный. Притом личность и жизнь его неповторимы. Сам он, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой целого поколения. В предисловии же автор говорит о том, что если читатель верит во всех «трагических и романтических героев», то отчего же не может поверить и в существование Печорина. «Уж не от того ли, что в нем больше правды, нежели бы вы этого хотели?. . » Печорин, имея вполне романтическую внешность: «белокурые волосы, вьющиеся от природы, живописно обрисовывали его бледный благородный лоб. Немного вздернутый нос, зубы ослепительно белые и карие глаза…», мог существовать в действительности. Но автор создал портрет своего героя как историю одной человеческой души. И в этом – особенность романа. Именно это позволило Лермонтову создать характер сложный и противоречивый. Это далеко не те достоинства, которые присущи романтическому герою, но нельзя сказать, что это его недостатки. Печорин мог, если хотел, играть чувствами людей, потому что «изучал живые струны сердца человеческого». Кроме того, он умел пользоваться этими знаниями, в отличие от своего друга, доктора Вернера. Это, пожалуй, единственный человек в романе, который ближе всего был к Печорину. Они «выделили друг друга в толпе людей», понимали друг друга с полуслова. Доктор даже был секундантом Печорина на подлой дуэли. Но Григорий разочаровывается в нем, хотя доктор ему нравился, он считал его настоящим другом, которому можно довериться. Вместе с доктором Печорин разочаровывается и во всех людях: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка. . , даже одобряют его, – а потом умывают руки и отворачиваются от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности». С кем бы Печорин ни встречался, он всем приносил несчастья: Бэле, ее брату и отцу, Казбичу, Мери, Грушницкому. Как-то в своем разговоре с княжной этот «опасный человек» (как она сама его назвала), «похожий на убийцу», «приняв глубоко тронутый вид», рассказал ей, почему и как он стал таким: «на моем лице читали признаки дурных свойств, и они родились. . , никто меня не ласкал: я стал злопамятным». Одна половина души его умерла еще тогда, в то время, «как другая шевелилась и жила к услугам каждого». Лучшая половина. Он тщательно ее скрывал от посторонних глаз. И эта живая душа Печорина – в потрясении смертью Бэлы; в слезах отчаяния, когда он понял, что навсегда потерял Веру: он долго «лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удержать слез и рыданий». Это значит, что душа его, хоть и маленькая часть ее, жива, и хочется верить, что не умрет никогда. Он – незаурядная личность. Это проявляется и в его «врожденной страсти противоречить». Целая его жизнь была «только цепью грустных и неудачных противоречий сердцу и рассудку». Обаяние его личности – в остром уме, силе, твердости характера, в гордом вызове, брошенном судьбе. Даже в жалком и низком Грушницком он надеется увидеть проблески благородства. Не похожи на общее мнение, кажущееся парадоксальными его афоризмы о дружбе: «Из двух друзей всегда один раб другого»; о любви: «Женщины любят того, кого не знают»; о счастье: «Насыщенная гордость». Принося страдания всем, с кем встречается, Печорин является строгим судьей себе. Он сравнивает себя с «топором в руках судьбы. . . , который, как орудие казни, упадал на голову обреченной жертвы, часто без злобы, часто без сожалений». Я считаю, что кульминационным моментом в романе является дуэль. И это не просто дуэль, это коварный заговор, во главе которого стоял Грушницкий. Он вместе с капитаном решил не класть пули в пистолет Печорину, считая, что он струсит. Но вышло все совсем наоборот. Печорин как бы испытывал Грушницкого, который этого испытания не выдержал. «Он опустил дуло пистолета и, побледнев, как полотно, повернулся к своему секунданту: «Не могу!». Еще бы – ведь он стрелял в безоружного человека. И – промахнулся. Но Печорин просит перезарядить пистолеты. Он выстрелил, Грушницкий упал со скалы. После этой дуэли, после потери Веры, после разочарования в Вернере, а вместе с ним и во всех людях, он осознает, что остался совсем один. И он лучше всех понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь. Печорин разочарован в ней. А что для него настоящая жизнь? Он сам раскрыл всю сущность этого вопроса: «Я люблю врагов… Они меня забавляют, волнуют кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, и вдруг опрокинуть все здание из хитрости и замыслов, – вот что для меня жизнь». Назвав Григория Печорина героем своего времени, М. Ю. Лермонтов не преувеличивает. Он протестует этой формулой против романтического идеализированного представления о современнике. Это говорит о том, что Печорин не образец, а портрет пороков. И вместе с тем он является незаурядной личностью. Обновлено: Опубликовал(а): monstrik_666 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|