|
12.5 Как музыкальные произведения на страницах литературной классики работают над раскрытием идейного замысла? (ЕГЭ по литературе)Идейный замысел произведения можно раскрыть по-разному. Некоторые писатели с этой целью приводят подробное описание природы (если, например, это характерная черта направления, в котором пишет автор), другие за основу берут какой-либо стилистический прием (например, на антитезе построены романы-эпопеи М. Шолохова “Тихий Дон” и Л. Толстого “Война и мир”, где уже в названии заметно противопоставление), а кто-то связывает две области искусства — например, музыку и литературу — и на страницы книги выводит новый образ. В данном случае это образ музыки, которая оказывает большое влияние на героя, передает его душевное состояние. В повести И. Куприна “Гранатовый браслет” такую роль играет Вторая соната Бетховена, а именно вторая её часть, Largo Appassionato. Композитор Б. Астафьев не случайно замечал, что творчество Бетховена заключает в себе целую жизнь человека, нет таких душевных конфликтов и истязаний, которые бы не смогла выразить его музыка. Именно поэтому И. Куприн не просто упоминает произведение Бетховена на страницах произведения, но и делает эпиграфом слова “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2)”: проникновенная, драматическая мелодия отражает всю полноту безропотной любви Желткова к Вере Шеиной, точно передает состояние героя, раскрывает смысл истинной любви. Завязка повести схожа с началом сонаты: бедный, по несчастью влюбленный чиновник решается объявиться, нарушить покой любимой женщины и отправить ей гранатовый браслет — единственную ценность, что у него была. Хотя он осознает, что не познает счастье с Верой, любовь остается для него светом маяка в безнадёжном мраке, незаслуженным, щедрым подарком Бога. В музыкальном произведении слышатся тревожные ноты, словно должно случиться что-то нехорошее. Так и происходит в повести: подарок, сделанный искренне и от чистого сердца, вызывает только смятение у Веры Шеиной и недовольство у её мужа и брата. Вслед за этим идет довольно неприятный разговор Желткова с Николаем и Василием, звучат роковые слова женщины, от которой зависела жизнь несчастного чиновника. Желтков не смеет доставлять неудобства любимой: он заканчивает жизнь самоубийством, “как можно скорее прекращает эту историю”. Не желая более дерзко вмешиваться в судьбу дорогой ему девушки и отравлять её благополучный брак незваными чувствами, он предпочитает оставить её насовсем. В последнем письме он просит только, если всё же Вера его не забудет, сыграть вторую часть второй сонаты Бетховена. Женщина исполняет волю своего несчастного поклонника, и ей всё становится понятно. Когда она слушает “исключительное, единственное по глубине произведение”, с тоской понимает, что упустила то, о чём мечтают, наверное, все женщины, прошла мимо своего счастья — в сонате заключена невысказанная, выстраданная, всепоглощающая любовь, которую она равнодушно отвергла. Таким образом, представленная на страницах произведения соната Бетховена служит средством передачи внутреннего состояния героя, в связи с чем усиливается психологизм, приобретает особый смысл любовное чувство, испытываемое Желтковым, раскрывается идейный замысел — любовь изображается возвышенной и чистой, покорной, вечной, любовь в понимании И. Куприна, — неиссякаемый источник силы для человека. Литература и музыка тесно связаны друг с другом, так как они заключают в себе великое человеческое страдание, искусно передают душевные переживания и боль. На страницах классики музыкальные произведения приобретают большое значение: они служат средством раскрытия внутреннего мира героя и авторского замысла: мелодия созвучна с чувствами, которые испытывает персонаж, кроме того, нередко оба произведения схожи композиционно. Обновлено: Опубликовал(а): M_maria Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|