Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Дом» часть первая (Цветаева Марина)

Так, стихотворение наполнено чувством тоски, ностальгией и воспоминаниями о родном доме. Чувство дома и грусти по дому создают особый драматизм.

Уже название стихотворения символично и многоговоряще: становится понятно, что основной темой будет тоска по родине, а центральным образом станет образ дома, также будут полно раскрыты чувства, мысли и эмоции лирической героини, в которой можно увидеть саму Марину Цветаеву. Стихотворение строится риторически безупречно: в первой строфе дан «тезис», а далее следует «система доказательств», исчерпывающая документальностью. Так, в первой строфе говорится о том, что дом — это юность, молодость, память и вся жизнь для лирической героини: «Дом — будто юности моей», — а далее поэтесса как бы доказывает этот факт, это ощущение.

Такая позиция героини и автора, несмотря на категоричность высказанного в начале стихотворения, заставляет воспринимать правду лирической героини с полным доверием, как безусловную и неопровержимую, как правду человека, на собственном горьком опыте постигшего истину. Уже с первой строфы обращает на себя внимание обилие различных форм местоимения «мой». Так отражается, проявившаяся в поэтессе с детства не просто зоркость глаз, а впечатлительность — зоркость взгляда, помноженная на привязанность к увиденному. Всё то, к чему прикоснулось сердце, душа Марины Цветаевой, для неё «моё», родное, вызывающее много радостных эмоций. Далее Дом олицетворяется и обретает человеческие черты: лоб, глаза. Но он перенимает не только внешние особенности человека, но и внутреннее мироощущение, способность чувствовать и думать: «Смущающийся быть большим» — дом как бы боится «высунуть нос» в этот жестокий и холодный мир, он ощущает себя маленьким, забытым и никому не нужным. Также большое значение в раскрытии идеи стихотворения имеют фитонимы, к которым поэтесса обращается неслучайно: растения — это непросто приметы сада, окружающего дом, а пейзажные детали с символическим наполнением, что особенно интересно видеть в творчестве Марины Цветаевой. Также благодаря обращению к растениям автору мастерски удаётся расширить художественное пространство, объединяя поэзию и живопись.

А «непросыхающая грязь» — это современный мир, современное общество, окружающее героиню, то есть это настоящее, которое давит на неё. Но она желает вернуться в родной дом, который связан с прошлым: детством и юностью — с самыми прекрасными и беззаботными моментами жизни, что отражено в строчке: «Фронтоном чувствовала лоб». Также строка вновь подчёркивает привязанность лирической героини к Дому. Таким образом, прошлое противопоставляется настоящему. Далее упоминается «аполлонический подъём», то есть гармонизирующее начало, связанное с прошлым. Из этого можно догадаться, что настоящее и будущее для поэтессы и её героини связано с воплощением хаоса, то есть с «дионисийским» началом. Так, Дом — гармония и умиротворение. В этом находит отражение стремление Марины Цветаевой в своём творчестве к гармонии и примирению через раскаяние и покорение.

Она скрывается за своим творчеством, за стихотворениями от жестокого и безнравственного мира. Далее встречается образ глаз, который вновь подчёркивает единство и слияние Дома и героини. Так, старые стёкла действительно приобретают зеленоватый оттенок, но такого же цвета были глаза Марины Цветаевой. Гиперболы «сто лет глядящегося в сад» и «пустующий — сто пятьдесят» передают одиночество Дома, он пустует уже много лет. И Дом уже не ждёт гостей, а глаза-окна уже «прохожего не отражают», они «не сдавшиеся злобе дня» отражают «самих себя». Всё это говорит о том, что Дом не хочет контактировать со внешним миром, чуждым ему, он как бы закрывается, уходит в себя подобно людям, не желающим общаться с другими. Неслучайно говорят: «Глаза — зеркало души», — значит, такая деталь, как зеркало также символична. Окна — «зерцала», они, несмотря на все перемены в окружающем мире, не изменяют себе, а показывают Дом таким, какой он есть. Так и героиня даже спустя много тяжёлых лет не изменяет себе, своим чувствам и принципам. Последние две строфы стихотворения будто окольцовывают его и возвращают к началу — они подводят итог рассуждений. Рефреном звучит строка «Из-под нахмуренных бровей», передающая неумолимое течение жизни и постоянные испытания судьбы, отнимающие у человека радости. Вновь звучит ностальгия: «О, зелень юности моей!» — вновь обилие форм местоимения «мой», вновь светлые воспоминания о прошлом. В последней строфе героиня и сам автор признают, что для современных «громад» дом уже «пережиток», он олицетворяет прошлую эпоху, устаревшие взгляды и нормы, неуместные в современном мире. Поэтому он и продолжает прятаться «меж лип». Но несмотря на это, Дом жил, живёт и будет жить в памяти лирической героини, и мысли о нём всегда будут приносить только тёплые, светлые и нежные эмоции и чувства. Пройдёт много лет, а он так и останется «девическим дагерротипом души» героини, то есть зеркалом её души, которая отражается именно в Доме. Стихотворение завершается многоточием, что разрешает конфликт, открыв правду героини, но раскрывает кольцо композиции и заставляет каждого читателя задуматься о своём доме, о своей малой родине. Так поэтесса вступает в диалог с читателем. Внутренний ход авторского чувства и авторской мысли показывает, что лирическая героиня обретает полноту мира через исповедание, а Дом для неё — идиллическое пространство, вся жизнь.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.