|
Вы здесь: Критика24.ру › Цветаева Марина
Анализ стихотворения «Дом» часть первая (Цветаева Марина)Так, стихотворение наполнено чувством тоски, ностальгией и воспоминаниями о родном доме. Чувство дома и грусти по дому создают особый драматизм. Уже название стихотворения символично и многоговоряще: становится понятно, что основной темой будет тоска по родине, а центральным образом станет образ дома, также будут полно раскрыты чувства, мысли и эмоции лирической героини, в которой можно увидеть саму Марину Цветаеву. Стихотворение строится риторически безупречно: в первой строфе дан «тезис», а далее следует «система доказательств», исчерпывающая документальностью. Так, в первой строфе говорится о том, что дом — это юность, молодость, память и вся жизнь для лирической героини: «Дом — будто юности моей», — а далее поэтесса как бы доказывает этот факт, это ощущение. Такая позиция героини и автора, несмотря на категоричность высказанного в начале стихотворения, заставляет воспринимать правду лирической героини с полным доверием, как безусловную и неопровержимую, как правду человека, на собственном горьком опыте постигшего истину. Уже с первой строфы обращает на себя внимание обилие различных форм местоимения «мой». Так отражается, проявившаяся в поэтессе с детства не просто зоркость глаз, а впечатлительность — зоркость взгляда, помноженная на привязанность к увиденному. Всё то, к чему прикоснулось сердце, душа Марины Цветаевой, для неё «моё», родное, вызывающее много радостных эмоций. Далее Дом олицетворяется и обретает человеческие черты: лоб, глаза. Но он перенимает не только внешние особенности человека, но и внутреннее мироощущение, способность чувствовать и думать: «Смущающийся быть большим» — дом как бы боится «высунуть нос» в этот жестокий и холодный мир, он ощущает себя маленьким, забытым и никому не нужным. Также большое значение в раскрытии идеи стихотворения имеют фитонимы, к которым поэтесса обращается неслучайно: растения — это непросто приметы сада, окружающего дом, а пейзажные детали с символическим наполнением, что особенно интересно видеть в творчестве Марины Цветаевой. Также благодаря обращению к растениям автору мастерски удаётся расширить художественное пространство, объединяя поэзию и живопись. А «непросыхающая грязь» — это современный мир, современное общество, окружающее героиню, то есть это настоящее, которое давит на неё. Но она желает вернуться в родной дом, который связан с прошлым: детством и юностью — с самыми прекрасными и беззаботными моментами жизни, что отражено в строчке: «Фронтоном чувствовала лоб». Также строка вновь подчёркивает привязанность лирической героини к Дому. Таким образом, прошлое противопоставляется настоящему. Далее упоминается «аполлонический подъём», то есть гармонизирующее начало, связанное с прошлым. Из этого можно догадаться, что настоящее и будущее для поэтессы и её героини связано с воплощением хаоса, то есть с «дионисийским» началом. Так, Дом — гармония и умиротворение. В этом находит отражение стремление Марины Цветаевой в своём творчестве к гармонии и примирению через раскаяние и покорение. Она скрывается за своим творчеством, за стихотворениями от жестокого и безнравственного мира. Далее встречается образ глаз, который вновь подчёркивает единство и слияние Дома и героини. Так, старые стёкла действительно приобретают зеленоватый оттенок, но такого же цвета были глаза Марины Цветаевой. Гиперболы «сто лет глядящегося в сад» и «пустующий — сто пятьдесят» передают одиночество Дома, он пустует уже много лет. И Дом уже не ждёт гостей, а глаза-окна уже «прохожего не отражают», они «не сдавшиеся злобе дня» отражают «самих себя». Всё это говорит о том, что Дом не хочет контактировать со внешним миром, чуждым ему, он как бы закрывается, уходит в себя подобно людям, не желающим общаться с другими. Неслучайно говорят: «Глаза — зеркало души», — значит, такая деталь, как зеркало также символична. Окна — «зерцала», они, несмотря на все перемены в окружающем мире, не изменяют себе, а показывают Дом таким, какой он есть. Так и героиня даже спустя много тяжёлых лет не изменяет себе, своим чувствам и принципам. Последние две строфы стихотворения будто окольцовывают его и возвращают к началу — они подводят итог рассуждений. Рефреном звучит строка «Из-под нахмуренных бровей», передающая неумолимое течение жизни и постоянные испытания судьбы, отнимающие у человека радости. Вновь звучит ностальгия: «О, зелень юности моей!» — вновь обилие форм местоимения «мой», вновь светлые воспоминания о прошлом. В последней строфе героиня и сам автор признают, что для современных «громад» дом уже «пережиток», он олицетворяет прошлую эпоху, устаревшие взгляды и нормы, неуместные в современном мире. Поэтому он и продолжает прятаться «меж лип». Но несмотря на это, Дом жил, живёт и будет жить в памяти лирической героини, и мысли о нём всегда будут приносить только тёплые, светлые и нежные эмоции и чувства. Пройдёт много лет, а он так и останется «девическим дагерротипом души» героини, то есть зеркалом её души, которая отражается именно в Доме. Стихотворение завершается многоточием, что разрешает конфликт, открыв правду героини, но раскрывает кольцо композиции и заставляет каждого читателя задуматься о своём доме, о своей малой родине. Так поэтесса вступает в диалог с читателем. Внутренний ход авторского чувства и авторской мысли показывает, что лирическая героиня обретает полноту мира через исповедание, а Дом для неё — идиллическое пространство, вся жизнь. Обновлено: Опубликовал(а): Алиса Болтачева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|