Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как автор развенчивает теорию Раскольникова? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников назван «мономаном», то есть человеком, все рассуждения которого сосредоточены вокруг одной идеи. Эту характеристику можно назвать справедливой, поскольку, создав концепцию о "тварях дрожащих" и "собственно людях», персонаж становится буквально одержим мыслями о воплощении теории в жизнь. Именно развенчанию антигуманистических взглядов Раскольникова и посвящена бОльшая часть произведения.

Бывший студент, бросивший университет из-за крайней бедности, изображён надменным, порой даже тщеславным человеком. Родион чувствует в себе силы, знает цену собственным способностям, и потому тот факт, что он вынужден терпеть нужду и унижения, конечно, уязвляет его гордость.

По мнению персонажа, мир полон незаслуженно богатых людей, в то время как огромное количество по-настоящему достойных представителей общества обречено на ужасную жизнь в нищете. Подобная социальная несправедливость, угнетённое положение самого Родиона и давящая атмосфера грязного, душного Петербурга приводят к тому, что в мыслях персонажа зарождается аморальная теория. Согласно концепции Раскольникова, всё человечество делится на две категории: «собственно люди» и «низшие» или «материал». Вторые нужны лишь для продолжения рода, в том время как первые способны сказать «новое слово» в истории. Это выдающиеся личности, благодаря которым происходит развитие цивилизации и которые, в силу своего величия, сами определяют границы дозволенного. Они имеют право «разрешить» себе пожертвовать жизнью других людей ради достижения цели, всеобщего блага. Конечно, гордый молодой человек относит себя к первой категории, и именно собственную принадлежность к «право имеющим» он желает проверить, решившись на убийство старухи-процентщицы.

Раскольников долго обдумывает «предприятие», сомневается, пока однажды не оказывается свидетелем разговора, в котором студент высказывает созвучную его мыслям идею. Молодой человек говорит о том, что убийство Алёны Ивановны не только не вредно, но даже может принести пользу, ведь на её деньги можно помочь нуждающимся. Этот диалог Родион расценивает как знак свыше, и окончательно утверждается в своём намерении. Однако ещё до того, как совершается преступление, автор указывает на неспособность главного героя «перешагнуть» через чужую жизнь, описывая сон молодого человека. В нём маленький Родион видит, как пьяные мужики насмерть забивают немощную лошадь. Мальчик рвётся к ней и обнимает окровавленную морду, задыхаясь от рыданий. Так выражается чуткость души Раскольникова, его сострадательность. Этот эпизод позволяет читателям понять, что, какие бы антигуманистические теории ни рождались в голове бывшего студента, Родион не сможет убить человека и остаться равнодушным к этому поступку.

Свой план герой реализует практически бессознательно, топор опускается на голову старухи «почти без усилия, почти машинально». Раскольников судорожно прячет по карманам заклады и деньги, когда слышит в комнате, где лежит убитая Алёна Ивановна, лёгкий крик: от волнения он даже не закрыл за собой входную дверь. Некстати вернувшаяся домой Лизавета становится второй, невольной жертвой «идейного» преступника. Родион в ужасе, не помня себя, молодой человек возвращается домой и впадает в беспамятство. Очень скоро герой осознаёт свою неправоту: он ошибся, причислив себя к «собственно людям», решив, что «имеет право» распоряжаться чужими жизнями. Гордость Раскольникова уязвлена, и он страдает и мучается от осознания, что является «тварью дрожащей». Наказание настигает Родиона задолго до того, как выносят приговор по решению суда: душевные терзания порождают физическую болезнь и чувство абсолютного одиночества. Бывшему студенту кажется, что он «ножницами отрезал» себя от всех и всего.

Несмотря на страдания, молодой человек не раскаивается в совершённом убийстве и не отказывается от бесчеловечной теории, лишь разочаровывается в себе. Сомневаться в правильности собственных суждений он начинает только после знакомства с Лужиным и Свидригайловым. Эти образы созданы Ф. М. Достоевским как герои-двойники Раскольникова, и каждый из них имеет свои убеждения, перекликающиеся со взглядами Родиона. Теория Лужина о «целом кафтане» строится на идеалах разумного эгоизма. Пётр Петрович считает, что «всё на свете на личном интересе основано», и потому необходимо заботиться в первую очередь о собственном благополучии, а не о бедах других. В его рассуждениях главный герой романа с отвращением слышит сходство со своей теорией, в основу которой также легли эгоизм и тщеславие. Родиону неприятно, что такой алчный, поверхностный и подлый человек, как Лужин (намеренный жениться на сестре Раскольникова Дуне, чтобы та всю жизнь считала его благодетелем), заслуживающий презрения, высказывает мысли, созвучные его взглядам. Неизгладимое впечатление на бывшего студента производит и Свидригайлов – «развратный и праздный» герой, осознающий свою порочность, но уже не имеющий возможности измениться. Его обвиняют в ряде страшных преступлений, аморальных поступков, которые приводят в ужас даже Родиона: по слухам, слуга Аркадия умер от истязаний со стороны хозяина, а глухонемая девочка-подросток, «жестоко оскорблённая» мужчиной, покончила с собой. Однако Свидригайлов не испытывает мук совести и равнодушно признаёт, что он порочен и грешен. По мысли автора, для такого человека, слишком давно пересёкшего границу добра и зла, нет пути назад. Этот образ является предупреждением для Раскольникова: если стать подобным Свидригайлову, возможность для возрождения души будет потеряна (что и подтверждает судьба Аркадия: он кончает жизнь самоубийством).

Тем не менее, не отвращение к героям-двойникам и не умелые манипуляции опытного и хитрого следователя Порфирия Петровича побуждают Родиона сознаться в совершённом убийстве и принять наказание. К этому его подталкивает общение с Соней Мармеладовой, которая играет важнейшую роль в судьбе Раскольникова. Эта кроткая, добрая девушка, вынужденная «пойти по жёлтому билету», чтобы спасти живую в нищете и голоде семью, становится единственным человеком, которому герой готов довериться после убийства. В Соне Родион видит схожесть с ним самим, поскольку она тоже «переступила» нравственный закон. Но Мармеладова не строит оправдательных теорий и не допускает мысль о том, чтобы пренебрегать чужими жизнями. Девушка «переступает» через себя ради других, идёт на самопожертвование, потому что не может иначе: её чистая душа полна сострадания, всепрощающей любви и христианского смирения. Искренняя вера в Бога помогает героине преодолевать все трудности и лишения. Она не осуждает даже убившего ради проверки эгоистичной теории Родиона, восклицая лишь: «Экое страдание!» Не нравоучениями и убеждениями, а собственным примером Соня показывает главному герою, что помимо бунта, который он избрал для борьбы с несправедливостью, есть ещё и путь смирения, и именно он даёт возможность для нравственного возрождения. Благодаря жертвенной девушке, стремившейся спасти душу Раскольникова, бывший студент решается признать свою вину.

Уже на каторге, в Сибири, куда Соня последовала за Родионом, главный герой постепенно меняется, разубеждается в прежних идеалах. Персонаж видит сон о моровой язве, сеющей раздор среди людей, который помогает осознать, что величие состоит вовсе не в способности сказать «новое слово». Раскольников начинает понимать, какая глубокая сила заключена в чистоте души. Молодой человек обретает надежду на нравственное возрождение, появлению которой во многом способствует поддержка доброй и заботливой Сони и её всепрощающая любовь, «воскресившая» героя. Родион приходит к вере в Бога, идее искупления через страдание, наконец принимая истинность мировоззрения жертвенной и сострадательной девушки: «…одна мысль промелькнула в нем: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?».

Таким образом, на протяжении всего произведения Ф. М. Достоевский постепенно развенчивает бесчеловечную теорию главного героя, утверждая идеалы гуманизма и необходимость сочувствия к каждому. Эпилог психологического романа демонстрирует, как Раскольников оставляет прежние убеждения и присоединяется к чистой душой Соне на пути смирения, который открывает для него путь возрождения для новой жизни. Так утверждается авторская мысль о том, что счастье достижимо не силой, а состраданием и любовью.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.