|
17. В чем беда и вина Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»? (ЕГЭ по литературе)В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», показывающей жизнь московского дворянства начала девятнадцатого века, главным женским персонажем является Софья Фамусова. Ее черты милы Чацкому, он влюблен в нее с малых лет. Молодой человек спешит из заграницы к девушке спустя три года разлуки. Но в финале комедии оба героя остались несчастными. В таком исходе они виноваты оба. Но в чем же беда и вина именно Софьи? Девушка любит французские сентиментальные романы, героями которых часто становятся небогатые, но благородные мужчины. Отражение этого идеала она нашла в Молчалине, наделив предмет своей любви высокой нравственностью. Так в ее выдуманном сне, о котором Софья рассказывает Фамусову, возникает образ робкого милого человека, который является благородным, хоть и «в бедности рожден». Однако беда героини заключается в том, что в силу своего возраста и неопытности Софья не может увидеть в Молчалине лжеца и подлеца. Автор в диалоге девушки с Лизой с помощью эпитета «Ни слова вольного» показывает немногословность Алексея с Софьей, он лишь «руку к сердцу жмет». Она чувствует себя с ним комфортно и безопасно, принимая этот жест за скромность. Однако Молчалин действует согласно завету отца: «угождать всем людям без изъятья». У него нет чувств к девушке, но он уважает Фамусова за то, что тот принял его в дом и дал чин коллежского асессора и поэтому принимает вид «любовника… В угодность дочери такого человека». Софья – искренний человек. Ремарки «бежит к окну», «теряет чувства» говорят о пылкости ее натуры. Когда девушка увидела, как Алексей упал с лошади, она потеряла всякую осторожность. Из-за несерьезной травмы возлюбленного Софья в панике предлагает бежать к Молчалину. Так героиня проявляет свою подлинность переживаний. Она не страшится, в отличии от Фамусова, Молчалина и Лизы, чужого мнения. На слова служанки о том, что «На смех, того гляди, подымет Чацкий вас \ И Скалозуб» и на упрек Алексея («Софья Павловна, вы слишком откровенны») она дерзко отвечает: «Хочу люблю, хочу скажу» и «Откуда скрытность почерпнуть». Но героиня, понимая, что сама может пострадать от чужой молвы, наговаривает на Александра. Хоть Софья и презирает любовь московского общества к сплетням, сама же пускает слух о сумасшествии Чацкого. Так на балу в доме Фамусова между девушкой и молодым человеком происходит неприятный разговор о Молчалине. Чацкий высмеивает услужливость Алексея, говоря, что тот «Там моську вовремя погладит!/ Тут в пору карточку вотрет!». Такая дерзость злит героиню. На расспросы одного из гостей бала о Чацком девушка резко отвечает, что молодой человек «не в своем уме», а на вопрос о его сумасшествии говорит «Не то, чтобы совсем. . . ». Ремарка «помолчавши» и слова Софьи показывают, что та колеблется в сказанном. Именно в этот момент у героини рождается идея отомстить Чацкому. Однако в финале комедии для Софьи раскрывается вся правда. На монолог Молчалина, где он признается в любви Лизе, героиня говорит «Какие низости». Софья понимает всю подлость Молчалина, но уже поздно. В итоге девушку отец изгоняет «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов», для Алексея в доме «дверь будет заперта», а Чацкий добровольно отправляется искать свой «уголок». Таким образом, беда Софьи заключается в том, что она обманулась и полюбила подлого человека, который не соответствовал ее представлениям. Виновата же она в том, что, понимая безнравственность своего поступка, пускает слух о Чацком, поддаваясь мстительному чувству. Обновлено: Опубликовал(а): Варя Панфилова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|