|
Чацкий и фамусовское общество — конфликт двух эпох (Грибоедов А. С.)В комедии «Горе от ума», написанной накануне восстания декабристов, Грибоедов отразил противоречия своего времени. После Отечественной войны 1812 года передовая русская интеллигенция всё смелее выступала против самодержавия и видела острую необходимость в изменении политического строя России. Хотя Грибоедов не разделял идею о насильственном методе общественных преобразований, его тоже волновали пороки, что царили в крепостнической Российской империи. Комедия писателя-патриота стала гневной сатирой на консерватизм помещиков-крепостников. Мировоззрению представителей старой эпохи Грибоедов противопоставил прогрессивные взгляды дворянской молодежи. Он столкнул в неразрешимом конфликте выразителя идей декабризма Чацкого с фамусовским обществом, которое противилось любым нововведениям. Уходящую эпоху представляют в пьесе гости в доме Фамусова и сам хозяин. Софью тоже стоит отнести к этому лагерю, ведь она унаследовала мораль своего окружения. В целом о представителях фамусовского общества Грибоедов отозвался совсем не лестно. Он сказал, что в пьесе 25 глупцов и лишь один здравомыслящий человек. В самом деле, стоит ли называть умными тех, кто оценивает достоинства человека не по его нравственным качествам и образованию, а по его чину, связям, богатству и положению в обществе. Фамусов может представить женихом своей дочери только того, у кого наберётся тысячи две крепостных. О доброте, благородстве, уме и других положительных достоинствах человека даже не идёт речи. Круг жизненных интересов представителей старой русской аристократии очень ограничен. Здесь всем правит желание сладко жить. Поэтому первичны заботы о карьере, наследстве, выгодных браках. Служба Отечеству сводится к желаниям «чины добыть» и «награжденья брать». Формально относится к службе и Павел Афанасьевич Фамусов, занимающий довольно высокий пост. Грибоедов упоминает о том, что выгодные должности представителям дворянства достаются не за деловые качества, а получаются путём родственных или выгодных в обществе связей. Не зря Павел Афанасьевич говорит, что при нём чужие служащие очень редки, больше он приближает деток сестры и свояченицы. Аналогичным образом добился положения в обществе и Скалозуб. Репетилов же безбедно живёт за счёт выгодного брака. Молчалин ставит на первое место в жизни выгоду, пытаясь угодить всем, кто может принести пользу. Все эти герои – непримиримые враги просвещения и прогрессивных нововведений. Они бояться разрушить устоявшиеся традиции, дающие им право власти и благополучной жизни. Этого же опасаются графини Хрюмины, старуха Хлестова, Тугоуховские и другие представители фамусовского общества. Старому дворянству нравится проводить время «в пирах и в мотовстве». Обличение устаревших аристократических взглядов звучит в многочисленных высказываниях Александра Андреевича Чацкого – представителя новой эпохи, дворянина с иной моралью. Чацкий судит о человеке по его стремлению к знаниям, честности, благородству, желанию «служить», а не «прислуживаться». Он независим от мнений общества, не признает авторитетов, не пользуется связями. Это настораживает и пугает консервативных аристократов, ведь Чацкий посягнул на их святые ценности. Они с готовностью признают ненормальность Александра Андреевича, заметив, что его поведение нетипично. Чацкий также обличает антигуманное поведение крепостников, которые могут преданных им крестьян обменять на борзых собак, легко разлучают детей с матерями, торгуют людьми. Критике героя подвергается преклонение светского общества перед всем иностранным. Чацкий считал это рабским подражанием и жалел, что знать забыла о национальной самобытности. Он беспощадно высмеивает косность дворян, которые черпают знания из «забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма». Но идеи просвещения и гражданского воспитания вызывают негодование света. Чацкому трудно в одиночку отстоять свои убеждения, ведь в конфликт втянуты «век нынешний и век минувший». В России того времени на самом деле происходило столкновение двух эпох. Идейные убеждения Чацкого рождены духом перемен. В его словах чувствуется сила нового поколения молодых людей, которые не требуют «ни мест, ни повышенья в чин», а честно служат делу своей Родины. Во все исторические эпохи существовал конфликт между старым и новым поколением. Эта проблема и сейчас не утратила актуальности, как и комедия «Горе от ума». Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Егорова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|