|
Как раскрывается тема прошлого и настоящего в романе Даниила Гранина «Она и всё остальное»? (Литература XX века)В романе Даниила Гранина “Она и всё остальное” раскрывается тема прошлого и настоящего на примере взаимосвязи военного и мирного времени. Идея загадок Второй мировой войны пролегает через всё произведение красной нитью, являясь связующим звеном во временном периоде. Главный герой на протяжении многих лет пытается узнать детали разработок атомной бомбы, однако, его интересуют не только чертежи и научные исследования, но и чувства людей, которые занимались этим. Антон не упускает ни одного шанса, знакомясь с самыми яркими личностями времен Второй мировой, добывая все новые сведения. Одной из основных тем произведения является то, что крупные события, произошедшие много лет назад, имеют большое значение в будущем, становясь камнем преткновения или наоборот связующим элементом во взаимоотношениях между людьми Роман начинается со знакомства главного героя с Магдой. В описании портрета девушки Гранин уделяет внимание деталям: её густым и темным, покрывающим лицо волосам, рукам без маникюра, которые кажутся Антону по-мужски большими. Эмилия, симпатичная девушка, сидевшая справа от Антона, быстро наскучила ему на приеме у Ротшильдов, он обращается к Магде, замечая, что она моложе (когда та откинула волосы), чем ему показалось изначально. Героиня быстро заинтересовала, расположила к себе «новичка». Отношения героев постепенно развиваются, Антон знакомится со знаменитым физиком Штейнбергом — дядей Магды. Он подробно расспрашивает ученого о разработках, в основном интересуясь мыслями и чувствами, которые одолевали Герхарда в моменты работы. Антон получает в ответ не так много, как хотелось бы: сухие и до раздражения спокойные фразы разработчика о том, что он уже не помнит своих эмоций и чувств в то время- он был охвачен работой, идеей обогнать и помочь Фюреру в завершении его планов, о том, что произошла случайность, просчет, который замедлил работу по выпуску бомбы на два-три года. Далее последовал разговор с Магдой, Антон лишь отчасти принимает её сторону — в Германии было общее помешательство, «пелена», как говорил Шпеер. Так, вопрос о правоте какой-либо стороны остается открытым, так же как и проблема связи времен. Одной из важных микротем, которая помогает раскрыть всю суть произведения, является идея влюбленности главного героя в Магду. Гранин снова обращается к взаимосвязи прошлого и настоящего. Прошлое героев становится сложным моментом в принятии друг друга, но они смогли перешагнуть и эту ступень. Магда считает себя бастардом, но герой убеждает девушку в том, что любая жизнь не случайна, за неё нужно благодарить. Сложный жизненный путь героини вызывает интерес у Антона, ему хочется знать больше, но та дает информацию лишь небольшими дозами. Герою удается узнать, что несколько лет назад Магда ушла от избивавшего её мужа, начала новую жизнь, и Антон с неким трепетом отнесся к этой ситуации. В момент откровения Гранин опять прибегает к описанию деталей: густой поток машин, шум, узкая, по-осеннему серая улица. Герой признается в чувствах, делает это дважды, ведь в первый раз ответа не последовало. Магда не отвечает взаимностью, а, напротив, показывает растерянность и раздражение, но это не сбивает Антона, ведь все время знакомства он чувствовал и её эмоциональную отдачу. С того момента герои невольно перемещаются в их «совместное настоящее». Они приходят вместе в гости, находятся в сближающей семейной обстановке, героя это радует. Он ловит на себе обеспокоенные взгляды друзей Магды, он уже знает, что это связано с её прошлым, знает, что они хотят убедиться в его искренности. Антону удается завоевать их доверие, хотя он даже не прилагал усилий. В конце романа Антон с Магдой очередной раз вступают в полемику из-за разногласий по поводу прошлого их стран, политики. Герои ссорятся, но Антон понимает, что никакая политика, прошлое великих людей, мнение о которых расходятся, не стоит того, чтобы разойтись с Магдой. Так, история, общее или чье-то отдельное прошлое, заставляет людей расходиться во мнениях, иногда даже расставаться из-за несогласия друг с другом. Позиция Гранина заключается в том, что истинная любовь не может быть зависима от мыслей людей о прошлом, о том, что уже не так актуально или вообще не нужно. «У человека должно быть что-то, кроме работы, кроме семьи, что-то своё, самое сокровенное, пища для души» — его мысли, которые нужно принять любящему человеку, а не воспринимать как упрек. Обновлено: Опубликовал(а): Василиса Змея Внимание! Спасибо за внимание.
|
|