Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Реальное и фантастическое в литературе двадцатого века на примере романа «Мастер и Маргарита» (ЕГЭ по литературе)

Сюжет романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” на столкновении двух миров: реального и фантастического. “Гости” из потустороннего мира оказываются в современной автору Москве и значительно влияют на судьбы обывателей.

Во-первых, герои, являющиеся представителями фантастического в данном тексте, оказавшись в Москве, проводят своеобразную инспекцию, проверяя, изменились ли нравы жителей города. Автор сатирически описывает обывателей того времени, обличая их пороки: жадность и карьеризм финдиректора варьете Римского, взяточничество председателя жилищного совета Никанора Ивановича Босого, неверие главы МАССОЛИТа Михаила Берлиоза. Все эти герои были так или иначе наказаны Воландом или его свитой за безнравственность. Таким образом автор отразил последствия взаимодействия обывателей с нечистой силой: испуганный до седин Римский был обнаружен спрятавшимся в шкафу гостиницы “Астория”, а жизнь Берлиоза внезапно заканчивается его попаданием под трамвай.

Во-вторых, свита Воланда, как и он сам, не только выполняет роль инспекции, но и помогает раскрыть характеры важных для сюжета героев.

Например, столкнувшийся с нечистой силой поэт Иван Бездомный стремится обезопасить окружающих, стараясь сообщить об “иностранном консультанте” и его “клетчатом” спутнике, которые представляют особую опасность для московского общества. Однако судьба героя весьма трагична: Бездомному никто не верит, а борьба с нечистью и гибель Берлиоза сводят его с ума; поэт оказывается в клинике для душевнобольных. В качестве антипода Бездомного в данной ситуации выступает Григорий Данилович Римский. В отличие от поэта, этот персонаж не только отказывается от борьбы с “злодеями”, но и стремится избежать каких-либо взаимодействий с ними (хотя сам “воспаленными глазами” рассматривал заколдованные свитой червонцы). Автор таким образом противопоставляет благородные стремления Бездомного обывательским страхами и трусости Римского.

В-третьих, особенно важное место в сюжете и задумке занимает столкновение двух миров во второй части романа. Введенная еще в первой части произведения героиня становится важной фигурой в повествовании. В главе “Явление героя” мы узнаём, кто такая Маргарита Николаевна. О ней, как о совей возлюбленной, повествует Мастер, оказавшийся соседом Бездомного в клинике. В главе “Маргарита” автор уже знакомит её с читателями, создавая её портрет и постепенно раскрывая её характер. Столкнувшись с нечистой силой, Маргарита не только проявляет сильные черты характера, но и показывает, насколько крепка её связь с Мастером. Это становится отражением их сильной любви: женщина соглашается на сделку с дьяволом, становится хозяйкой Великого бала у Сатаны, - и все это во имя спасения Мастера. Помимо прочего, Маргарита проявляет сострадание, желая пощадить Фриду. В образе возлюбленной Мастера автор соединил силу духа и способность пойти на самопожертвование, а столкновение реального и фантастического лишь подтолкнуло героиню на своеобразные подвиги.

Таким образом, в одном из культовых произведений отечественной литературы двадцатого века сталкиваются противоположные миры. Фантастическое, смешиваясь с реальным, раскрывает истинные мотивы и ценности героев романа, показывая, как проявляются их характеры в столь нестандартных ситуациях.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.