|
Что значит жить честно? (По образу Пьера Безухова в романе Война и мир) (Толстой Лев Н.)“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие душевная подлость”. Эти слова молодого Льва Николаевича Толстого прозвучали в письме к его тётушке Александре Андреевне Толстой в 1857 году, в котором он делится своими мыслями о том, что в молодости надо искать свой путь, своё место в жизни. Я понимаю это так: смолоду надо бороться и идти до конца к своей цели и мечте, поступая честно, по совести. На этом пути неизбежны ошибки, разочарования, поиск своего дела, совершенствование себя. Проблема нравственных исканий героев и своего места в жизни является одной из самых важных в романе “Война и мир”. Обратимся к одному из главных героев романа Пьеру Безухову, на примере которого автор раскрывает тему поиска смысла жизни. В начале романа Пьер - наивный молодой человек, который не умеет вести себя в светском обществе, говорит, что думает, не угождает, не лицемерит, как например, в салоне Анны Павловны Шерер, тем самым вызывая беспокойство и страх хозяйки. Его женитьба на Элен, дочери князя Курагина, - не что иное, как сети, расставленные хитрым отцом для поимки богатого наследника графа Безухова. После женитьбы в жизни Пьера наступает переломный момент - он задумывается о своей жизни, и наивысшим моментом его переживаний становится дуэль с Долоховым, любовником его жены. Простодушный Пьер с его честностью и верой в доброту людей вдруг понимает, что “что-то страшное и безобразное поднималось в его душе”, в нём закипает гнев по отношению к Элен и Долохову. Пьер был готов сразиться, но не драться насмерть. Ранив Долохова, он ждёт его выстрела и думает, что он один виноват в своей ошибке - женитьбе на Элен: “Кто прав, кто виноват? /. . . / Стоит ли мучиться, когда жить остаётся одну секунду в сравнении с вечностью? Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить?” Смерть обходит его стороной. В этом состоянии нравственного потрясения Пьер встречает масона Баздеева, которого с замиранием сердца слушает, и вступает в масонскую ложу, пытается нравственно стать чище, жить по законам добра и справедливости. Масонство стало его жизненной опорой, он обрёл уверенность в себе и цель в жизни. “Любовь к ближнему” Пьер понял буквально: стал строить школы, больницы для крестьян, чтобы облегчить им жизнь. Однако Толстой показывает, как осмысление жизни может смениться полным разочарованием и отчаянием: Пьер видит, что масоны заняты лишь собственной карьерой и благополучием, он теряет веру в их учение, наблюдает, как его благие намерения не дают действительных результатов, и возвращается в свет и опять живёт пустой и бессодержательной жизнью. Шанс найти смысл жизни появился у Пьера в 1812 году, когда началась Отечественная война с французскими захватчиками. Граф Безухов одержим желанием не сидеть без дела, быть нужным России в решающей исторической битве с французами, “солдатом быть, просто солдатом” на Бородинском поле. Пьер мечется в поисках Наполеона в горящей Москве, чтобы убить его. Не думая о себе, рискуя жизнью, он спасает девочку из горящего дома. В плену знакомство с Платоном Каратаевым, простым русским мужиком, “вечным олицетворением духа простоты и правды”, открывает для него его предназначение: бороться за права других людей. Осуществляя эту идею, впоследствии он вступает в тайное общество, и можно без сомнения сказать, что путь будущего декабриста закономерен для него. В заключении важно отметить, что судьба Пьера Безухова в романе - яркий пример человека, который, теряя баланс на каждом повороте жизни, продолжал искать себя в этом мире и, претерпев череду препятствий и ошибок, всё-таки нашёл своё дело. Показывая жизненный путь Пьера, Толстой отвечает на ряд важных для любого человека вопросов: как жить, в чём смысл человеческой жизни, как прийти к Богу, как изменить к лучшему не только свою жизнь, но и жизнь других людей. Тем не менее, сегодня для молодого читателя остаётся вопрос: можно ли устроить свой счастливый и честный мир, в котором жить потихоньку, спокойно, без путаницы и делать всё только хорошее? В письме к тётушке Толстой категорически возражал: “Смешно! Нельзя. . . ” - а, значит, и сегодня жить честно - это идти по тернистому пути, пути проб и ошибок, на котором главное - не отступать от поставленной благородной цели, не терять человечности и доброты, ощущать своё единство с миром - это то, к чему пришёл Пьер. Обновлено: Опубликовал(а): Дружелюбный сосед Внимание! Спасибо за внимание.
|
|