|
Роль образа города в русской литературе (ЕГЭ по литературе)Образ города всегда являлся важной составляющей любого литературного произведения. С помощью изображения яркого городского автор может передать атмосферу событий, состояние души героев, а также собственное настроение. Очень часто образ город выступает отдельным персонажем в русской литературе. Многие знаменитые писатели: А. Пушкин, Н. Гоголь, Ф. Достоевский уделяли особое внимание описанию городского в своих романах и повестях. В своём сочинении я хочу раскрыть образ Петербурга из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В отличие от всеми известного А. С. Пушкина, Федор Достоевский видел Петербург не городом пышных балов, модных дворян, светских вечеров и т. д. , а видел его как город нищий, грязный и в какой-то степени мистический. Долгая жизнь в северной столице наложила огромный отпечаток на творчество писателя, город получил богатое многообразие изображений. Неудивительно, что местом действия роман становится Петербург. В литературном мире Достоевского место и обстановка вокруг неразрывно связаны с образами героев и представляют единое целое. Только в мрачном Петербурге могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента, Петербург здесь не просто место действия, а сам участник преступления. В духоте узких улочек, в тесноте перенаселенных квартир развертывается невероятная драма униженных и оскорбленных людей. Раскольников также двойственен, как и породивший его Петербург. В душе Раскольникова так же «холодно, темно и сыро», как в Петербурге и «дух немой и глухой» города звучит в Раскольникове как тоскливая песня на старом проигрывателе для пластинок. - читаем мы на первых страницах романа. Для Достоевского изображение жары было не только средством придать роману колорит современности, но служило приемом, организующим образ героя в период созревания в нем преступного замысла. Поэтому о жаре до убийства говорится пять раз и после убийства – два. «На улице опять жара стояла: хоть бы капля дождя во все эти дни!». Раскольников же живет в самой сердцевине этого города – в районе Сенной площади в Столярном переулке, рядом с петляющей набережной Екатерининской канавы, бывшей реки Кривуши. В этой части города было много распивочных. В «петербургском листке» от 18. 03. 1865 г. Сообщалось, что «в столярном пер. находится 16 домов, в которых помещается 18 питейных заведений, так что желающие насладиться подкрепляющей и увеселяющей влагой, придя в Столярный пер. , не имеют даже никакой необходимости смотреть вывески. Входя в любой дом, даже на любое крыльцо, - везде найдешь вино». «Он и прежде проходил часто эти коротеньким переулком». Речь идет о Таировом переулке, примыкавшем к Сенной площади. Этот переулок и поныне сохранил черты старого Петербурга. «Тут есть большой дом, весь под распивочными и прочими заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые, как ходят «по соседству» - простоволосые и в одних платьях». Так впервые в русской литературе Достоевский так широко и глубоко поставил вопрос о женской проституции. Эта тема была одной из самых больных в современной писателю публицистике. Бедность и нищета, царившие тогда в некоторых районах города, являлись главными причинами падения женщины. Недалеко находился Щукин рынок, где размещалась биржа труда. Женщины, не нашедшие себе работы на ней, отправлялись в бордели. Таким образом, мы видим, что образ города сыграл наиважнейшую роль в романе «Преступление и наказание». Атмосфера и настроение города как бы подталкивают Раскольникова на совершение преступления, город – соучастник преступления и отдельный персонаж. Обновлено: Опубликовал(а): Olga Shatova Внимание! Спасибо за внимание.
|
|