Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




12.1. В чём смысл смены рассказчиков в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? (ЕГЭ по литературе)

12 из 18
Оценка эксперта внизу

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — уникальное произведение не только

19 века, но и всей русской литературы. Для того, чтобы показать главного героя с разных сторон, в разные эпизоды жизни, акцентриовать внимание на отсутствии целесообразности в его судьбе, рассказчики сменяются на протяжении всего произведения.

Первым о Печорине повествует штабс-капитан Максим Максимыч — человек, служивший далеко в крепости на Кавказе, простодушный, не имеющий ни семьи, ни родственников.

Старик подробно описывает поведение Григория Александровича, рассказывает о их совместных приключениях. Максим Максимыч говорит о том, что Печорин был «славный малый… только немножко странен». Так же штабс-капитану была непонятна реакция Григория на смерть Бэлы: в ответ на утешение Печорин засмеялся. Максим Максимыч, ввиду своей простоты, не может понять личность главного героя. Из повествования штабс-капитана мы видим Печорина безжалостным и черствым, так как старик просто излагает факты, не давая им никакой оценки и не пытаясь поразмыслить над поведением товарища.

Следующим рассказчиком является странствующий офицер, куда лучше понимающий Печорина. Он тонко чувствует натуру главного героя, угадывает причины его апатии. В портрете Григория офицер делает акцент на глазах, которые не улыбались и блестели, подобно блеску гладкой стали. Рассказчик отмечает, что такая деталь — признак "злого нрава или глубокой постоянной грусти". В движениях и позах Печорина рассказчик подчеркивает отсутствие жестикуляции, которое говорит о скрытности характера. Белые перчатки, сшитые прямо по руке, запачканы, а бархатный сюртучок небрежно застёгнут — всё это говорит о привычке к роскоши и, одновременно с этим, о усталости от жизни и равнодушии. Так же офицер отмечает неуловимость образа главного героя: при первом взгляде на лицо Печорина рассказчик «не дал бы ему более двадцати трёх лет», а после «готов был дать ему тридцать». Из портрета, данного странствующим офицером, мы можем сделать вывод о двойственности натуры Печорина.

В следующих главах повествователем является сам Печорин. Именно благодаря журналу главного героя мы можем глубже проанализировать личность молодого человека. В главе «Тамань» показаны романтические устремления Печорина, его неспособность распознать пустые интересы не менее пустых людей. Более того, даже песенка Ундины о деятельности контрабандистов не отражает для героя реального положения вещей. В начале своего путешествия Печорин хочет видеть вокруг красоту и загадку, но в итоге лишь разочаровывается после осознания собственной ошибки. В главе «Княжна Мери» мы видим неоднозначность натуры Печорина — ему присущи скептицизм, желание понять истинную натуру окружающих его людей. Именно это желание служит поводом эксперимента над Грушницким и княжной Мери. Результаты такого эксперимента оказываются трагическими. Так же можно подчеркнуть невозможность Печорина объяснить собственные чувства и оторванность главного героя от общества. Григорию Александровичу больно за то, как сильно окружающие ненавидят его. В этой главе прослеживается отношение Печорина к дружбе, любви и смерти, благодаря тонкому психологизму можно понять разные грани натуры молодого человека, который во многом от скуки и разочарованности играет с судьбами людей. В последней главе «Фаталист» философские вопросы интересуют главного героя гораздо больше, нежели психологические. В этой части журнала Печорина мы сталкиваемся с его монологами, раскрывающими мысли главного героя о «вечных темах», вере в предопределение судьбы. Печорин убежден в том, что «хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!».

Проанализировав произведение сделаем вывод, что смысл смены рассказчиков состоит в том, чтобы показать всю многогранность героя. Но в любом случае, личность Печорина очень неоднозначна, а его образ противоречив — этого персонажа очень сложно, а может быть, даже невозможно до конца понять, поэтому как относиться к данному герою каждый читатель решит для себя сам.

Обновлено:
Опубликовал(а):
Оценка эксперта:

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие.

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне (3 из 3).

2.Привлечение текста произведения для аргументации.

Для аргументации текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена. Допущено фактическое искажение (2 из 3).

Комментарий:

«объяснить собственные чувства и оторванность главного героя от общества» - он смог объяснить причины оторванности от общества. Он рассказывает о влиянии близких в детстве.

3.Опора на теоретико-литературные понятия.

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения (-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют (3 из 3).

4.Композиционная цельность и логичность.

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов (3 из 3).

5.Соблюдение речевых норм.

Допущено пять или более речевых ошибок (0 из 3).

Речевые ошибки:

1) «с разных сторон, в разные эпизоды» - повтор: разные.

2) «в разные эпизоды жизни» - корректно: периоды жизни.

3) «целесообразности в его судьбе» - разве в судьбе может быть целесообразность? В жизни – да, возможно. Но судьба – это что-то непредсказуемое.

4) «произведение не только 19 века, но и всей русской литературы. Для того, чтобы показать главного героя с разных сторон, в разные эпизоды жизни, акцентриовать внимание на отсутствии целесообразности в его судьбе, рассказчики сменяются на протяжении всего произведения» - повтор: произведение.

5) «поразмыслить» - разговорное слово.

6) «над поведением товарища» - над мотивами/причинами поведения.

7) «куда лучше понимающий» - намного лучше.

8) «Рассказчик отмечает, что такая деталь — признак "злого нрава или глубокой постоянной грусти". В движениях и позах Печорина рассказчик» - повтор: рассказчик.

9) «говорит о скрытности характера. Белые перчатки, сшитые прямо по руке, запачканы, а бархатный сюртучок небрежно застёгнут — всё это говорит» - повтор: говорит.

10) «неспособность распознать пустые интересы» - что значит «распознать интерес»?

11) «натуры Печорина — ему присущи скептицизм, желание понять истинную натуру» - повтор: натура.

12) «эксперимента над Грушницким и княжной Мери. Результаты такого эксперимента» - повтор: эксперимент.

13) «главного героя гораздо больше, нежели психологические. В этой части журнала Печорина мы сталкиваемся с его монологами, раскрывающими мысли главного героя» - повтор: главный герой.

6.Соблюдение орфографических норм.

Орфографических ошибок нет, или допущены одна – две ошибки (1 из 1).

Орфографические ошибки:

1) «Так же штабс-капитану была непонятна» - Также.

2) «Так же офицер отмечает» - Также.

3) «Так же можно подчеркнуть» - Также.

7.Соблюдение пунктуационных норм

Допущено три и более ошибки (0 из 1).

Пунктуационные ошибки:

1) «Для того, чтобы показать главного героя» - запятая не требуется.

2) «и, одновременно с этим, о усталости» - запятые не требуются.

3) «Проанализировав произведение сделаем вывод» - запятая после «произведение».

4) «Но в любом случае, личность» - запятая не требуется.

5) «поэтому как относиться к данному герою каждый читатель» - запятая перед «как» и после «герою».

8.Соблюдение грамматических норм.

Допущено три и более ошибки (0 из 1).

Грамматические ошибки:

1) «акцентриовать» - акцентировать.

2) «рассказывает о их совместных» - об их.

3) «и, одновременно с этим, о усталости» - об усталости.

4) «больно за то, как сильно окружающие» - от того.

Таким образом, 12 из 18.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.