|
Вы здесь: Критика24.ру › Чехов А. П.
Анализ рассказа «Оба лучше» (Чехов А. П.)
Относится к первому периоду творчества Чехова. Но он уже не такой юмористический, как например «лошадиная фамилия». Автор начинает вплетать сатиру. Появляется некая серьезность творчества. Рассказ написан на бытовую, жизненную тему, знакомую многим. Послесвадебная традиция знакомства супруг с родственниками кажется стыдной и неприятной, особенно когда знаешь, что твои родные не соответствуют статусу родственников жены. Молодожены едут в гости по велению тещи. Знакомство происходит именно после свадьбы, когда молодые уже любят друг друга и дали клятвы, почему тогда знакомство с родными может испортить отношения? Возможно герой придерживается пословицы «Скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты». И переживает, что плохое впечатление от родственников у жены может поменять её отношение к мужу. Но и не ехать с визитом было нельзя, неприлично и невежливо по отношению к родным. Чехов по своей манере дает героям характерные имена. Чтобы заранее сгладить углы, супруг начинает «оправдывать» дядю Пупкина ещё в карете, говорит о его дворянском роде (хотя вряд ли существовали дворяне с такой фамилией), и пытается превратить в шутку это знакомство, в театральное зрелище для жены.
Дядя Пупкин передан так же просто и противно герою. Все надежды на его отсутствие или спокойный визит рушатся. Муж Сеня продолжает прикрываться шутками, описывая пространство, как очень древнее «Можно подумать, что здесь не люди живут, а мамонты». Соня же смотрит на картины, не поддерживает насмешки и выглядит очень сдержанной, хотя муж даже смотреть на нее боится. Его опасения берут верх, что он уже не может здраво оценивать ситуацию. Он думает лишь о плохом, «Но ничего мне не было так совестно, как запаха...» подробное описание ароматов погружает читателя в это неприятное герою пространство. Вернувшийся дядя стал радушно встречать гостей, но неловкого молчания избежать не удалось. Жена погружена в свои мысли, а муж умирает со стыда, и лишь дядя Пупкин пытается разрядить атмосферу. Но его разговоры о минусах брака, мертвых детях и о геморрое кажутся совсем не этичными. Сконфуженный Сеня находит способ попрощаться и отказаться от закуски. А Соня совсем впадает в уныние. Все это время она не возмущалась простыми родными супруга, а переживала за своих. «Если тебе не нравятся твои простяки, — всхлипнула Соня, глядя на меня умоляющими глазами, — то мои и подавно не понравятся...». У мужа изначально складывается неправильное, стереотипное представление об окружении Сони. Поэтому ему пришлось устраивать это «представление» и огорчать родных. Из-за недосказанности и лишних переживаний герой перестаёт быть собой и стыдится своей семьи, с которой вероятно находится в хороших отношениях. Он начал смотреть на людей поверхностно, забывая в первую очередь про человека. Чехов высмеивает такое серьезное отношение к происходящему. Ведь Соня выходит замуж за Сеню, она любит его и будет жить с ним, а не с его семьей. В первую очередь нужно быть собой, быть человеком, и выстраивать человеческие отношения. Высокие по званию родственники Сони такие же люди, с множеством странностей и неприятных разговоров. После признания жены Сене стало гораздо легче и ему «вдруг стало жаль, что я отказался у дяди от солонины, не побренчал на его параличном фортепиано, не выпил наливочки…». На протяжении всего произведения чехов мастерски выстраивает интригу отношения жены к происходящему и создается впечатление тяжелого, меланхоличного рассказа. Но неожиданная концовка поднимает настроение и заставляет посмотреть с другой стороны на небольшую проблему. Проблема лишь у нас в голове. Это произведение может быть близким многим людям, потому что Чехов пишет правду про жизнь, глубоко описывает чувства героев, в которые невозможно не погрузиться и не прочувствовать на себе. Обновлено: Опубликовал(а): Мария Милиметьева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|