|
Вы здесь: Критика24.ру › Тютчев Ф. И.
Неоромантическая поэзия второй половины 19 века. Творчество Тютчева (Тютчев Ф. И.)Федор Иванович Тютчев, живший с 1803 по 1873, всю жизнь позиционировал себя как чиновник, поэзию воспринимал как хобби. Он парадоксален как человек и как поэт. Он всегда стремился быть один, но при этом боялся одиночества. Если Некрасов — лидер гражданской поэзии, а Фет представитель школы чистого искусства, то Тютчев не между ними, он вне всего. Он — поэт-философ. Одиночка при жизни известен не был, признан только в начале 20 века. Его небольшая известность было только когда его упомянул Некрасов в «второстепенные поэты». За свою жизнь (70 лет) Тютчев написал 400 стихов, для сравнения Пушкин за 36 лет написал 750. У Тютчева было 3 крупных публикации: 1836 — «стихи, присланные из германии» в журнале современник 1854 — уже в некрасовском современнике, подготовил стихи Тургенев. 1868 — подготовил зять Иван Акзамов. То есть Тютчев ни разу не проявил волю чтобы опубликовать их. Творчество Тютчева делят на периоды: 1820е годы —начальный, ранний период характеризуется умозрительными, условными, абстрактными стихотворениями, которые проникаются глубокой философией. Рассуждения обо всем, философии сливаются. 1830е годы — средний период. Любовь, природа, тревожные мотивы «из года в год из края в край» В 1850е годы преобладает мрачное. Всегда неоднозначная специфика. Определяющая — тема природы. Природа всегда одухотворена, жива, очеловечена. «блестят и тают глыбы снега». В стихотворениях все слито воедино, что не понятно о природе пишет Тютчев, или о человеческих чувствах. У Тютчева одновременно существуют несколько позиций по отношению к природе: В 1869 пишет Природа — сфинкс. Природа — загадка для человека, но самый главный вопрос: есть ли в природе загадка? Или человек сам себе придумал? Главная загадка бытия — есть ли загадка бытия? В стихотворении «Probleme»: «Столетье за столетьем пронеслося, // Никто ещё не разрешил вопроса… если у природы есть тайна — она не разрешима. Человек ни в коем случае миру природы не изоморфен. Нам не дано постичь мир, в котором мы живем, только существовать в нём. Бытие человека в природе трагично. 2 позиция существует одновременно с первой: «не то, что мните вы, природы». Человек изоморфен природе, Природа существует по тем же законам, по которым живет человек. Не все могут понять язык природы. Тайна разгадываема. 3 Позиция: «Колумб» Природа непостижима и не подчиняется человеку. Природа существует по своим законам. Она скрыта от человека. Но человек привносит в бытие свои смыслы. Он может не до конца понимать, но существовать по своим законам. Эта позиция напоминает первую, но она иная. Тютчев пытается воссоздать в массиве своей поэзии, ставит вопросы, но не дает на них ответы, они вечны. Он ставит ответом саму человеческую мысль, которая меняется и сосуществует постоянно. «Два голоса» « Человек распят своим положением между земным (небесным) и подземным миром. Бог ответ не даст. Может быть ответ даст смерть, но не пока мы живы. Тот лишь достоин зваться человеком, кто задает вопросы, на которые нет ответа, они ищут то, чего не найдешь. Вечные вопросы. Другие безвольно дожидаются смерти. Боритесь прилежно либо смиритесь с бессмысленностью бытия говорит Тютчев. «Как океан объемлет шар земной // И мы плывем, пылающею бездной» — в этих строчках показано положение человека в мире. Вокруг нас силы, которые нам не дано постичь, только вопрошать. Мир — загадка, а любое искусство — отражение мира. То есть — двойная загадка. Тютчев осознанно шифрует все свои тексты. Стих — загадка, которую нужно разгадать, чтобы оказаться перед другой загадкой. Тютчев показал революционную концепцию любви. Позже Блок базируется на находках Тютчева. Для Тютчева крайне важны философские категории времени и пространства. Тот, кто физически близок — более реален, чем тот, кто находится дальше. последний в сознании реален, но чувственно менее живой. «пространство пожирает нас» По Тютчеву время существует только в моменте настоящего. Прошлое не существует, он уже прошло. Настоящее — то, что ассоциируется, с жизнью. Прошлое мертво. Наша жизнь — момент настоящего, стиснутый пространством и временем. Через мгновение мы, какие мы сейчас, уже будем мертвы. Мы каждый момент времени мертвы ровно на столько же, на сколько живы. В стихотворении «близнецы» сопоставляют две категории: любовь и смерть. Любовь — высшее воплощение жизни. Смерть и жизнь. Вся наша жизнь — границы, которые постоянно пересекают. «Есть в осени первоначальной» 3 строфы — означают три времени. 1 строфа: Первоначальная — имеется ввиду ранняя, но изначальное значение — самая первая осень мира. Переносит нас в прошлое. Все в мире гармонично и прекрасно. Это мир, в котором ещё нет человека. Величие и эстетика бытия до сих пор такая. 2 строфа: «бодрый серп гулял» — человек собирал урожай. Человечество существует, но с позиции времени и космоса это ничто. Земля — лишь точка в мире. С точки зрения вселенной нас уже нет. И Тютчев пишет эти строчки в прошлом, хоть и говорит о настоящем. 3 строфа: Нас уже нет, а прекрасная природа будет существовать еще долго. Осень – время от жизни до смерти. Вечное сочетание жизни и смерти. Единственное что может дать жизнь ушедшему — память. Но то, что сохраняет человеческая память — не тождественно реальности. Единственное, что вечно — мысль. Поэт-философ, который пытается выйти из тотальной дезориентации. Погружается в мир философских размышлений. Мы тленны, искусство забывается, но мысль — она вечна. Тютчев глубоко самобытен. Он настолько опережает свое время, что только через 50 лет его оценил Блок. Как человек он вписывается в жизнь, но как поэт он ушел дальше. Он вне литературы и эпохального подтекста. Есть гражданские стихотворения «умом Россию не понять». Россия — инкогнито, всегда непостижимое пространство. Жизнь хаотична, к ней можно только иррационально относиться. Тютчев — самый западный из всех русских поэтов. Любовная лирика Тютчева неразрывно связана с биографией. Стихотворения не были рассчитаны на публикацию. В начале 1820х годов в Мюнхене Тютчев увлекается 16-ти летней Амалией Крюденер. Именно она привозит из Мюнхена в Современник «К. Б.» В 1870 Тютчев утверждает чувства, которые были 45 лет назад. Любовь — над временная категория. В 1826 году он женился на Элеоноре Петерсон. Позже она уезжает в Россию с детьми. Вторая жена — Эднестина Дернберг. А в 1848 посвящает стихотворение первой жене «ещё томлюсь тоской желаний» В 1850 в Смольном встречает Елену Денисьеву. Они встречаются 14 лет. Несмотря на его брак и он открыто говорит об этом свету. Жена делала вид, что не замечает. На Денисьеву такая обстановка давила. Сложные чувства, сложная реакция. «Денисьевский цикл» 1851-1852 — остротизм, отказ от общения с высшим светом. 1864 — связанные с её смертью. Она умерла от чахотки. Заболела на нервной почве. Поэзия отчаяния и конца. Пишет тогда, когда все напряженно и трагично, когда всё хорошо — не пишет. Вносит в поэзию о любви: Каждый человек уникален, каждый — вселенная. Любовь — встреча двух вселенных, столкновение материи и антиматерии. Любовь по Тютчеву — это всегда борьба. Поединок роковой, заканчивающийся победой одной души, поглощением одним человеком другого. Принесение жертвы. «Silentium» — в переводе «молчи». Каждый уникален, чувства уникальны, то, как конкретный человек переживает любовь, непонятно никому. Но когда мы пытаемся передать свои чувства словами — у нас получается примерно одинаково. Слов недостаточно, язык для всех один, а чувства абсолютно разны. Нет языка, способного передать индивидуальность чувств. Единственный способ выразить себя — молчание. Каждый обречен на одиночество. «в разлуке есть высокое значение» значимо, потому что маленькое. Можно понять, как Тютчев шифрует текст. Он пишет Жене Дернберг, в то время, когда находится у Денисьевой. Основа — пьеса «жизнь есть сон». Жизнь — иллюзия, которую мы должны преодолеть в конечном счете. Разлука разрушает миражность. Жизнь по Тютчеву равно любви. а разлука — смерть. Мы думаем, что приходим в мир, чтобы жить, но жизнь — загадка, тайна, на которую нет одного ответа. Мы настолько ничего не знаем, что возможно жизнь нам дана чтобы умереть и приобщиться к чему-то большему и нам откроется подлинный смысл существования Тютчев подвергает сомнению всё, что мы привыкли считать определяющим. Обновлено: Опубликовал(а): Мария Милиметьева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|