|
Нравственные проблемы в произведениях башкирской литературы (Школьные сочинения)Понятия добро и зло в литературе — это очень объемные и неиссякаемые темы, которые подвергаются серьезным дискуссиям и расхождениям мнений. Нравственность и нравственные понятия — это неотъемлемая черта человека. Во многих произведениях мировой литературы поднимается вопрос моральных этических понятий. Рассмотрим нравственные проблемы, которые возникают в произведениях башкирской литературы. Известно, что башкирский народ являлся кочевниками, странствующий от одного места к другому, не имеющий постоянного места жительства. Жизнь башкир в центре природы, неразрывной частью которой они себя осознавали, способствовала тому, что их духовный мир был основан на созерцании, на эмоционально-чувственном постижении жизни. Такой образ мышления отразился и на литературе народа. Башкиры видели в окружающей их природе источник красоты, «степная философия» привила любовь к свободе, кочевнический быт приучил к неприхотливости и простоте. Свобода их вольной жизни проявлялась в чести, справедливости и высокими нравственными ценностями, которые отчетливы заметны в башкирском эпосе. В древнейших эпических сказаниях башкир прослеживаются идеи о добре и зле, о силе добра человека, о добродетелях и пороках, ситуациях морального выбора, представления о социальной справедливости и ценности человека. Рассмотрим проявление морали и нравственности в одном из наиболее известном башкирском эпосе «Урал-батыр». Из истории народного творчества известно, что эпос передавался устно из поколения в поколение поэтами-сказителями. В 1910 году Мухамедша Абдрахманович Бурангулов впервые запечатлел эпос на бумаге. Сама история об «Урале-батыре» полна бесчисленным количеством нравственных напутствий и морали, но мы ознакомимся лишь с некоторыми из них. По сюжету эпоса после долгих поисков «живой воды» главный герой озвучивает одну из главных жизненных истин, что в мире есть «живой родник», родник бессмертия и он проявляется в обыкновенной повседневной жизни. Это родник добрых дел, благих намерений, и тот, кто «выпьет» из родника добра, сможет запечатлеть свое существования и свое достояние в памяти потомков, таким образом становясь «бессмертным», и смерть отступит, не в силах затмить доброе имя, добрые дела, добрую память о человеке. Эпос предостерегает будущих потомков о разрушении, отчуждении от моральных ценностей и творении добра, преследуя свои личные цели, несет разрушение в духовный мир человека. Соблюдение обычаев и традиций, обретение и следование своим нравственным ценностям и моральным устоям ведет к одухотворению человека как личности. Напутственные слова Урал-батыра, призывающего к добру во имя сохранения человека и человеческого рода, звучат как наставление и предостережение: «Пусть имя ваше будет Добро, Предназначение — Человек, Злу не давайте дорогу вовек, Пусть мир и добро пребудут вовек!». В мифологическом сказании башкир об Урал-батыре заложена одна из глубоких и нравственных мыслей: идея единства мира природы и мира человека, ответственного за свое окружение. Урал-батыр окропляет живой водой из Родника Бессмертия окружающую природу:
Обновлено: Опубликовал(а): Ren_C Внимание! Спасибо за внимание.
|
|