Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Неоплатонизм эпохи Возрождения (Античная литература)

Неоплатонизм - это направление в античной философии позднего эллинизма (3-4 век), которое систематизировало основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Ядром неоплатонизма стало развитие диалектической триады Плотина: Единое - Дух - Душа. Согласно Плотину, центральной фигурой всего неоплатонизма является душа.

Первым философом эпохи Возрождения, радикально переосмыслившим проблему взаимоотношений между Богом и миром, был Николай Куза (1401-1464 гг. ). Мыслитель понимал единство не как противоположность множественности, а как единство или сочетание противоположностей. Согласно Кузе, максимум и минимум образуют единое целое, то есть они тождественны. Так был открыт принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum), максимума и минимума (Миронова).

Николай Куза отверг характерный для древнегреческой философии дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи, и заявил, что «ничто не противоречит единому».

Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494 гг. ) - итальянский гуманист, последователь платонизма и неоплатонических идей о «срединном» положении человека между земным, материальным миром и божественным. Знаменитое рассуждение Пико о достоинстве человека представляет собой интересную концепцию человека. Согласно рассуждениям философа, создав человека и «поставив его в центр мира», Бог обратился к нему так: «Мы не даем тебе, о Адам, ни определенного места, ни соответствующего образа, ни определенной обязанности, так что и место, и образ, и обязанность принадлежат тебе по твоей собственной воле, желанию и решению. Образ других существ определяется в рамках установленных нами законов. Вы, не связанные никакими рамками, будете определять свой образ в соответствии со своим собственным решением, над которым Я даю вам власть».

Действительно, понятие человека в древности было несколько иным. Пределы человека были определены природой, другими словами, древний человек является частью природы - космоса - как микрокосм. А Джон Пико говорит о человеке, как о творческом существе, которое содержит в себе критерии творения:

«Ни небесный, ни земной, ни смертный, ни бессмертный, ты создан, человек! Ибо вы должны, согласно вашей собственной воле и чести, быть своим собственным художником и архитектором и создавать себя из материи, которая принадлежит вам. Вы вольны опускаться до самого низкого уровня животности. Но вы также можете подняться в высшие сферы божественного. Вы можете быть тем, кем хотите».

Человек, наделенный Богом свободной волей, сам творит свою судьбу и определяет свое место в мире.

Философия эпохи Возрождения заимствовала у древнего неоплатонизма эстетическое внимание к телесному и природному миру, в частности, восхищение человеческим телом. Основными принципами неоплатонических теоретиков Возрождения были:

1) Противопоставление устоявшейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новой философской системе, основанной на идеях Платона;

2) Новое мировоззрение, которое минимизировало роль Бога и увеличило значение оригинальных идей (по отношению к миру и вещам);

3) Рассмотрение человека как самостоятельного микрокосма;

4) Переосмысление некоторых предпосылок старой философии с целью создания целостной мировой философской системы, охватывающей и гармонизирующей все существующие философские направления.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском