|
Неоплатонизм эпохи Возрождения (Античная литература)Неоплатонизм - это направление в античной философии позднего эллинизма (3-4 век), которое систематизировало основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Ядром неоплатонизма стало развитие диалектической триады Плотина: Единое - Дух - Душа. Согласно Плотину, центральной фигурой всего неоплатонизма является душа. Первым философом эпохи Возрождения, радикально переосмыслившим проблему взаимоотношений между Богом и миром, был Николай Куза (1401-1464 гг. ). Мыслитель понимал единство не как противоположность множественности, а как единство или сочетание противоположностей. Согласно Кузе, максимум и минимум образуют единое целое, то есть они тождественны. Так был открыт принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum), максимума и минимума (Миронова). Николай Куза отверг характерный для древнегреческой философии дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи, и заявил, что «ничто не противоречит единому». Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494 гг. ) - итальянский гуманист, последователь платонизма и неоплатонических идей о «срединном» положении человека между земным, материальным миром и божественным. Знаменитое рассуждение Пико о достоинстве человека представляет собой интересную концепцию человека. Согласно рассуждениям философа, создав человека и «поставив его в центр мира», Бог обратился к нему так: «Мы не даем тебе, о Адам, ни определенного места, ни соответствующего образа, ни определенной обязанности, так что и место, и образ, и обязанность принадлежат тебе по твоей собственной воле, желанию и решению. Образ других существ определяется в рамках установленных нами законов. Вы, не связанные никакими рамками, будете определять свой образ в соответствии со своим собственным решением, над которым Я даю вам власть». Действительно, понятие человека в древности было несколько иным. Пределы человека были определены природой, другими словами, древний человек является частью природы - космоса - как микрокосм. А Джон Пико говорит о человеке, как о творческом существе, которое содержит в себе критерии творения: «Ни небесный, ни земной, ни смертный, ни бессмертный, ты создан, человек! Ибо вы должны, согласно вашей собственной воле и чести, быть своим собственным художником и архитектором и создавать себя из материи, которая принадлежит вам. Вы вольны опускаться до самого низкого уровня животности. Но вы также можете подняться в высшие сферы божественного. Вы можете быть тем, кем хотите». Человек, наделенный Богом свободной волей, сам творит свою судьбу и определяет свое место в мире. Философия эпохи Возрождения заимствовала у древнего неоплатонизма эстетическое внимание к телесному и природному миру, в частности, восхищение человеческим телом. Основными принципами неоплатонических теоретиков Возрождения были: 1) Противопоставление устоявшейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новой философской системе, основанной на идеях Платона; 2) Новое мировоззрение, которое минимизировало роль Бога и увеличило значение оригинальных идей (по отношению к миру и вещам); 3) Рассмотрение человека как самостоятельного микрокосма; 4) Переосмысление некоторых предпосылок старой философии с целью создания целостной мировой философской системы, охватывающей и гармонизирующей все существующие философские направления. Обновлено: Опубликовал(а): Габриелян Светлана Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|