|
«Преступление нуждается лишь в предлоге» (Аристотель) Аргумент Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))Аристотель — древнегреческий философ и метафизик, воспитатель и учитель Александра Македонского, завоевавшего не бескровно полмира. Мудрый ученый, анализируя поведение преступников, пришёл к выводу, что им всегда нужен только предлог, чтобы совершить своё злодеяние. Таким образом, всякий убийца старается оправдаться перед самим собой. Чтобы раскрыть тему сочинения «Преступление лишь нуждается в предлоге», анализирую роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и поведение главного героя — Родиона Раскольникова. Время создания очередного произведения Фёдора Михайловича характеризуется бурным обсуждением социальных проблем в обществе середины ХIХ века: только что было отменено крепостное право в России, во Франции продолжалось ожесточенное противоборство республиканцев и монархистов. На этой волне снова разгорелись споры о Наполеоне, особенно в студенческой среде. Так как Раскольников учился в университете на юридическом факультете, студенты особенно бурно обсуждали личность Наполеона, создавшего «Гражданский кодекс», который прославил его не меньше, чем его военные завоевания. Кто он? Наполеон — великий человек, способный изменить мир или жестокий, равнодушный к людям, в которых видел лишь средства и орудия для достижения своих целей. Именно эти споры привели Раскольникова к идее разделения людей на категории обыкновенных и необыкновенных. Первая категория считает себя спокойной и послушной и создает себе подобных, то есть «тварей дрожащих». Вторая устанавливает новые правила, устраивает перевороты и революции, такие люди всегда ищут правды — «право имеющие». Весь роман пронизан символикой. Слово преступление — символ этого произведения. Аристотель считал: «душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет)». Предметом преступления является топор, что говорит об омертвении души Раскольникова. Душа связана, с одной стороны, с материей, а с другой — с богом. В романе Достоевского каждый герой переступает черту, которая проведена им самим или другими. Я считаю, что любой человек должен видеть грань между реальностью и его собственным сознанием. Уходя в себя, человек не понимает того, что происходит вокруг него. Нужно всегда взвешивать своё решение перед тем, как совершить какой-либо поступок. Раскольников уходил в себя и закрывался в своей каморке, которая похожа на гроб. Ему приснился сон, который сильно повлиял на него. Автор использует сны в качестве художественного приема. Они зависят от психического состояния человека. Родиону приснился сон, пронизанный знаками, которые он не смог правильно воспринять. Он возник из переживаний и мыслей о сверхчеловеке. Раскольников пытался понять, кто он есть? Сомневался в своих идеях, но совершил преступление, чтобы проверить их суть. Сначала он хотел пойти на убийство из-за денег. Продумывал своё преступление до мелочей, что делает его не обычным преступником, а изобретательным, расчетливым. Затем Родион думал, что уничтожит лишь одну «вошь из всех, самую наибесполезнейшую». Он возомнил себя «спасителем». Считал, что избавит мир от плохого человека, который портит множество жизней. Поначалу, Раскольников был спокоен по поводу удавшегося ему убийства: «Я не человека убил, я принцип убил». В данной цитате принцип играет роль совести, которая вскоре стала мучить его. Он убил не только жалкую процентщицу, но и невинную Лизавету. Раскольников совершил преступление, а так и жил в нищете. Он даже не воспользовался крадеными деньгами, а просто спрятал их. Такое поведение героя наводит читателя на вопрос: А почему Раскольников, возомнив себя Наполеоном, не может даже использовать краденые деньги и направить их в нужное русло? Только на каторге Раскольников понимает, что ошибся в своей теории. Он — не «Наполеон» и не способен ценой преступления строить «счастливое будущее». Родион хотел помочь всем «униженным и оскорбленным», но они лишь осмеяли и осудили его. После преступления наступило и наказание: смерть матери, осуждение, ненависть каторжан, крах теории. Но появился и путь к покаянию через любовь к Софье. Раскольников почувствовал одиночество, когда заболела Соня, и её долго не было. В этом состоянии он анализировал свое пребывание на каторге. Любовь воскресила и пробудила его совесть. Он пришел к тому, что он не сверхчеловек и нужно ценить отношение близких людей. Сочетание разума и чувства позволяет жить человеку в гармонии с собой, окружающим миром.
Обновлено: Опубликовал(а): Foxly Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|