|
Образы помещиков в поэме Гоголя «Мёртвые души» (ЕГЭ по литературе)Образ — это описание героя, основанное на его характере, поступках, привычках, внешних данных. В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» перед читателем предстаёт целая галерея образов помещиков, каждый из которых отражают человеческие пороки, нравственные проблемы России. Кроме того, место, где обитает помещик, полностью характеризует его. Окружающие Манилова вещи показывают его неприспособленность к жизни, склонность к псевдофилософствованию, созданию химер, что и обозначает термин «маниловщина»: книга с закладкой на четырнадцатой странице, беседка с надписью «Храм уединенного размышления», отсутствие деревьев у деревенских изб — эти детали дают герою полную характеристику.
В образе помещицы Коробочки, к которой далее попадает Чичиков, воплощены такие качества, как бережливость, мелочность, скудоумие, упрямство, о чем говорит её фамилия: коробка — ограниченное пространство, а также место для хранения чего-нибудь.
Неспроста Н. В. Гоголь называет его «историческим человеком», ведь он часто попадает в неприятности. Этот алогизм дает понять всю абсурдность «небылиц» Ноздрёва, которые он рассказывает окружающим. Эту особенность помещика подчеркивают также такие детали, как пруд, в котором когда-то водилась рыба небывалых размеров, поле, где Ноздрёв якобы ловил зайца за задние лапы. В имени следующего помещика — Михаила Собакевича — чувствуется зоологическое уподобление. Это отражает его грубоватость, грузность, прямоту, неуклюжесть.
Заключительным в галерее является образ Плюшкина. Его можно сравнить не с мягкой булочкой, а с черствой коркой: этот помещик будто «высох». Образ Плюшкина подвергается постепенной деградации, при которой из «бережливого хозяина» он превращается в «прореху на человечестве». Его портрет изображен при помощи гиперболизации: после смерти супруги он становится невероятно мелочным и подозрительным, из-за чего единственный догадывается о планах Чичикова. Образ Плюшкина показывает крайнюю степень падения человека: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!».
Таким образом, в поэме «Мёртвые души» изображены пять помещиков, они расположены при помощи градации: каждый последующий помещик отражает наиболее сильную степень омертвелости души; все пятеро имеют определенные пороки, обладатели которых стоят на пути развития страны. Обновлено: Опубликовал(а): Женя Дремина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|