Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




12.2. Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? (ЕГЭ по литературе)

Чехов - абсолютный новатор в жанре рассказа. Они отличаются своей дискретностью, при которой остаётся видна вся лента жизни человека, поэтому их называют рассказами романного типа. Герои писателя, имеющие положительную программу, пытаются противостоять среде, но неизбежно скатываются в разочарование в жизни. Таков и герой одноимённого рассказа «Ионыч». Но кто же всё-таки виноват в том, что Дмитрий Старцев превратился в Ионыча?

С одной стороны, на развитие личности героя повлияло общество.

Именно общество заставило его познакомиться с самой лучшей в городе семьей Туркиных, в которых он впоследствии разочаровался. Образцовая семья на деле оказалась картинкой, где отец говорит заученными фразами («здравствуйте пожалуйста», «недурственно»), мать пишет романы, которые повествуют о том, чего никогда в жизни не бывает, а дочь питает надежды стать великой пианисткой, хотя её игра получает сравнение с «сыплющимися камнями», настолько она не мелодична и плоха. Неестественные Туркины заставили Старцева думать, что именно такой и должна быть семья и жизнь.

Дочь Туркиных, Котик, заставляет Ионыча разочароваться в любви. Она насмехается над ним, о чем свидетельствует кульминационная сцена на кладбище, где Екатерина Ивановна «назначила свидание». Героиня играет чувствами Старцева, и он теряет надежду на искреннюю любовь, получая отказ. Зеркальная композиция также демонстрирует разочарование главного героя в любовных чувствах. В конце они «поменялись ролями», теперь Котику интересен Старцев, но он к ней холоден, им не о чем говорить. Жизнь высосала из героя соки, окружение дало понять, какой черствый и наигранный мир вокруг.

С другой стороны, нельзя отрицать и того, что главный герой сам виноват в своём духовном обнищании, так как не пытался сопротивляться среде. У него была любимая работа, которой он искренне дорожил. Спустя время она ему опостыла, о чем свидетельствует такая деталь, как трость Старцева. Сначала он просто на неё опирается, затем стучит ею и даже толкает своего кучера. На больных он кричит, а вся жизнь теперь укладывается в одно предложение: «Днём нажива, а вечером клуб». В конце перед нами уже не человек, но «языческий бог», механическая кукла, лишённая души, одним словом: Ионыч.

Таким образом, одного виновника в превращении целеустремленного и бодрого Старцева в тучного и омертвелого Ионыча нет. Проблема и обществе, и в герое, и в среде. Обывательство и мещанство поглотило его: ведь именно эти два социальных порока находят своё отражение в рассказе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.