Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сравнительная характеристика двух помещиков — Ноздрёв и Плюшкин по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)

Вот и перевернута последняя страница поэмы «Мёртвые души» великого классика русской литературы Н. В. Гоголя… Многие мои сверстники считают это произведение скучным и непонятным. Меня же поэма не только увлекла, но и заставила о многом задуматься.

Самыми интересными мне показались главы, посвященные описанию помещиков. Совершив вместе с Чичиковым путешествие по имениям Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и Плюшкина, я задумалась о том, почему автор поставил в один ряд таких разных персонажей. Ведь они абсолютно не похожи друг на друга. Вот, например, Плюшкин и Ноздрёв. Они, как мне кажется, составляют своеобразную пару по противоположности.

С одной стороны — необузданная расточительность Ноздрёва, с другой — фанатичная скупость Плюшкина.

Вспомним, насколько разительно отличаются друг от друга эти герои внешне. Вот Ноздрёв «с полными румяными щеками. Свеж, как кровь с молоком». Плюшкин же, напротив, «съежившийся старичишка» с «деревянным» лицом.

В отличие от балагура и любителя всевозможных собраний Ноздрёва Плюшкин очень замкнут и негостеприимен. Он признается, что видит мало проку в гостях, и считает обычай ездить в гости друг к другу « пренеприличным».

Плюшкин маниакально скуп. Жадность сделала из него «прореху на человечестве», скрягу, собирающего всякий ненужный хлам: листок бумаги, ведро, ржавый гвоздь. Ноздрёв, наоборот, живет легко и беззаботно. Любитель игры в карты, он либо проигрывает все, либо, обыграв какого-нибудь простака, покупает все, что попадается под руку. И тут же все это снова проигрывает.

Однако итог противоположно направленных страстей, не контролируемых здравомыслием, оказывается одним и тем же: хозяйство обоих помещиков находится в полном запустении. Деревня Плюшкина представляет собой печальное зрелище: ветхие деревянные строения, крыши, похожие на решето, окна без стекол...

Дом помещика выглядит «дряхлым инвалидом», давно не видевшим ремонта, ворота и ограда давно обветшали и покрылись плесенью. А комната хозяина абсолютно не похожа на жилое помещение: сломанная мебель не выбрасывается, старые картины почернели, люстра покрыта слоем пыли. В углу — куча хлама.

Крестьяне ходят полуголодные, не смея взять ни крошки. По словам Собакевича, Плюшкин « всех людей переморил голодом», а «живёт и обедает хуже пастуха».

Плохим хозяином является и Ноздрёв. О его крестьянах мы вообще ничего не знаем. Поскольку интерес для него представляют курительные трубки и собаки. Есть у помещика в хозяйстве лошади, но держит он их не для работы в поле, а для верховой езды. Показывая гостям поле, он хвастается не урожаем, а «русаками».

Ни красотой, ни уютом не отличается дом Ноздрёва. В кабинете нет книг и бумаг. Это является свидетельством того, что хозяин не занимается делами и хозяйством. В столовой грязно, поскольку слуги здесь убирают очень редко: «На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна была даже на скатерти».

Общим для Плюшкина и Ноздрёва является отсутствие человеческих чувств. Ноздрёву неведомы такие нравственные понятия, как честь, достоинство, порядочность. Он способен расстроить свадьбу, торговую сделку, распустить небылицы. Главная его страсть- «нагадить ближнему» Одним словом, «человек-дрянь». Деньги и нажива заменили Плюшкину общение с друзьями и родственниками. Он абсолютно не испытывает одиночества, считая, что дружба и родственные связи ведут к материальным издержкам.

Меня поразило отношение того и другого к собственным детям. У Ноздрёва после смерти жены осталось двое детей, однако, пишет Гоголь, они « решительно ему были не нужны». Ещё более жестоким кажется отношение Плюшкина к дочери и сыну. Он проклял их: дочь — за то, что вышла замуж без его согласия, сына — за проигрыш в карты. О судьбе сына он ничего не знает: « никогда уже не интересовался знать, существует ли он на свете или нет».

Что можно сказать о человеке, который отказался от детей? Мне кажется, нет ничего страшнее разрыва родственных уз. Плюшкин целиком утратил человеческий облик. В его образе Гоголь запечатлел предельную степень человеческого падения. Недаром в галерее помещиков, где «один пошлее другого» именно Плюшкин занимает последнее место.

Сравнивая образы Ноздрёва и Плюшкина, я поняла, почему Гоголь поставил помещиков в один ряд, несмотря на то, что каждый из них индивидуален. Их объединяют никчемная бесплодная жизнь, отсутствие высоких побуждений, духовная деградация. Их души мертвы…

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.