|
Вы здесь: Критика24.ру › Шолохов М. А.
Особенности изучения «Судьбы человека» в 9 классе (Шолохов М. А.)Особенности изучения «Судьбы человека» М. А. Шолохова в 9 классе По определению В. В. Голубкова метод обучения можно объяснять как «такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направление педагогической работы» (Голубков В. В. Методика преподавания литературы. - М. , 1962. - С. 69). Особенно это важно в работе преподавателя литературы в школе, поскольку школьники — это неокрепшие умы, на которых можно оказать очень серьёзное влияние. Поэтому следует создавать такую систему преподавания того или иного произведения, которая сделает это влияние положительным, а не отрицательным. Свою работу в 9 классе преподавателю необходимо нацеливать на: • Всесторонние развитие речи. Многие дети не обладают способностями грамотной и выразительной речи, поэтому важно побуждать их к этой деятельности. Большая часть заданий на уроке и дома должны быть направлены на развитие речи: выполнение творческих заданий с представлением (заучивание сценок, монологов), устные ответы на поставленные вопросы, написание сочинений или коротких рассказов, дискуссии с классом, работа в группах и подгруппах и др. Особенно важно уметь выражать обоснованное мнение, подкреплённое достоверными фактами из текста или из жизни. • Развитие способности к анализу. Школьникам недостаточно просто ознакомиться с сюжетом текста, важно проанализировать его в разных аспектах. Это может быть как самостоятельный анализ, так и анализ под руководством учителя. Для облегчения работы можно предложить школьникам условные планы и схемы для всестороннего рассмотрения текста. Анализ произведения может включать в себя следующие пункты: обозначить идею произведения; дать подробную характеристику образов персонажей, выделить их жизненную позицию и ценности; проанализировать проблематику текста на различных уровнях и привести примеры; рассмотреть язык художественного произведения и его особенности; указать на особенности композиции текста; проанализировать пласт средств выразительности. • Развитие способности охватить широкий пласт литературы, уметь сопоставить произведения, образы, тематику и проблематику отдельных текстов; увидеть их взаимосвязь или различия. Важно сопоставлять как целые произведения и образы, так и отдельные эпизоды разнообразных текстов. • Демонстрацию школьникам взаимосвязи текстов литературы с реальной жизнью, формированию умений применять полученные знания, умения и навыки на практике. При построении системы образовательного процесса важно также учитывать и возрастные психологические особенности школьников, обучающихся в 9 классе: • Одна из главных потребностей школьника такого возраста – это возможность примерить на себя взрослые роли. Отсюда потребность высказывать своё мнение. • Для школьников этого возраста важно получать те знания, которые они смогут применять на практике и ценность которых для них неоспорима. Поэтому всегда, анализируя новое произведение, следует проводить параллель с реальной жизнью. Интересен рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека», в котором с поразительной точностью и яркостью изображена наполненная драматизмом картина человеческой жизни, раскрыты основные черты русского национального характера. Это произведение содержит в себе огромную нравственную составляющую. Какие могут быть примеры уроков по изучению рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»? 1)Урок-проект Урок проект включает в себя рассмотрение определённой темы посредством выполнения различных творческих работ, а затем материализацию полученных результатов (в виде таблиц, презентаций, диаграмм и схем, плакатов и т. д.). Выбирая подобную форму работы важно обратить внимание школьника на то, что это отличная возможность проявить свои творческие способности, умения работать в группе и договариваться, разделять обязанности поровну. Отличительной особенностью урока-проекта является то, что ученик сам выбирает интересную тематику своей работы (возможно даже придумать самостоятельно), что побуждает его активно выполнять задачи и проявлять творческие способности. Какие темы проектов можно предложить школьникам? А)Создать музей жизни Андрея Соколова. В таком случае школьники, к примеру, могут работать над созданием музея-презентации (как один из вариантов представления проекта), в который можно поместить определённые предметы, связанные с героем, фотографии мест, где он мог бы побывать). После того, как экспонаты будут помещены в музей, необходимо будет представить их и историю, которая связывает вещи с героем. Б) Создать большой плакат, который бы ассоциировался с «Судьбой человека», придумать его историю, кто бы мог его нарисовать, где бы он висел; объяснить, в чём необычность и индивидуальность этого плаката; какую пользу он может принести людям. К плакату можно подготовить небольшое выступление, касающееся идеи романа, его проблемах. В)Поставить сцену из рассказа «Судьба человека» (10 минут) перед классом, объяснить, почему выбрали этот эпизод, что в нём запоминающегося и важного для понимания текста. Г)Сопоставить книгу Шолохова и фильм, снятый по «Судьбе человека» (сходства/различия, какие эпизоды удались в фильме лучше, а какие – хуже, какие эпизоды отсутствовали; что понравилось больше). Оформить в виде таблицы и презентации. Д) Составить экскурсионный маршрут, который прошёл Андрей Соколов (выбрать места его пребывания, «изобразить» трудные дороги войны, которые в итоге привели его к самому себе). Е)Записать интервью с «Андреем Соколовым», задать ему тревожащие вас вопросы, расспросить о его жизни и судьбе. Ж) Написать продолжение рассказа о «Судьбе человека». Что могло случиться дальше с судьбой Ванюшки и Андрея Соколова? Обрели ли они своё счастье? Записать чтение своего текста, используя подходящий видеоряд. Темы для уроков-проектов могут быть совершенно различными, но их основная цель – заинтересовать школьников и развить их творческие способности. 2)Урок-дискуссия Дискуссия обсуждение каких-либо вопросов для выяснения различных точек зрения. Школьники 9 класса уже могут активно выражать свои мысли не односложными предложениями. Поэтому такой формат урока тоже будет для них увлекательным и интересным. Благодаря такой работе можно обсудить особенности произведения Шолохова «Судьба человека», а также выслушать мнения детей на различные темы. Вопросы для обсуждения: • Почему рассказ назван «Судьба человека»? Какие у вас есть идеи? Связана ли история Андрея Соколова с жизнью одного человека или, может, она отражает судьбы многих людей? • Как война повлияла на героев? В реальной жизни мы можем встретить такие поломанные судьбы? Как война повлияла на вашу семью? Есть ли у вас в роду герои, которыми вы гордитесь? • Что помогает Андрею Соколову стойко переносить все жизненные испытания? Смог бы герой выстоять в одиночку? • Почему Михаил Александрович Шолохов называет своего героя «человеком несгибаемой воли»? Как вы можете это подтвердить? Можете ли вы привести эпизоды, подтверждающие слова автора? Согласны ли со словами автора? • Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? Какие чувства он испытывает, о чём думает? Пугает ли его что-то? • Какую роль для судьбы Андрея играла встреча с Ванюшей? Могла ли жизнь мужчины сложиться по-другому, если бы этой встречи не было? Приведите эпизод с участием двух героев, который впечатлил вас больше? • Что в рассказе понравилось вам больше всего? Что не понравилось? Почему? Логическая и чёткая система вопросов поможет осуществить школьникам самостоятельное добывание знаний. 3)Урок-сочинение Подобный формат урока очень похож на урок-дискуссию, однако здесь школьникам предлагается высказать своё мнение индивидуально, не опираясь на чьи-либо суждения. 4)Комбинированный урок Использование такой формы проведения занятия позволит обратить внимание школьников на различные аспекты произведения. Такой урок будет в меньшей мере отвечать творческим задачам, однако позволит полноценно проанализировать многогранный текст «Судьбы человека». В комбинированный урок можно включить лекцию (биография автора, история произведения и его публикация, критические рецензии), проверку знания текста, обсуждение по основным вопросам (ответы на вопросы можно получить как письменно, так и устно), чтение вслух отдельных эпизодов и их анализ, сравнение текста или его эпизодов с другими произведениями о войне; просмотр видеороликов, чтение сообщений и докладов, в также многое другое. Обновлено: Опубликовал(а): Алина Калмыкова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|