Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему Кулигин не вступает в открытый конфликт с «тёмным царством» города Калинова? По драме «Гроза» А. Н. Островского (ЕГЭ по литературе)

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» отражает существовавшие настроения в российском обществе перед крестьянской реформой 1860 года. Островский хотел раскрыть сущность существующего, но изжившего себя патриархального уклада, в котором люди живут по Домострою, и влияние его на свободолюбивую, романтичную натуру, поэтому и основной, внешний конфликт драмы: протест Катерины деспотам-самодурам, их идеологии и принципам. Поэтому автор создает в системе персонажей только одно лицо, Катерину, которое показывает свой протест и наиболее сильно страдает от влияния на него «тёмного царства». Это одна из причин, почему другие герои, к которым относится и Кулигин, осуждают существующий строй, но не высказывают своего недовольства.

Вторая причина связана с первой: из места Кулигина в системе персонажей следуют и особенности его образа — он в каком-то смысле боится властных самодуров, не хочет с ними спорить и быть организатором перемен в обществе. Н. А. Добролюбов писал об Островском и его произведениях: «Произвол с одной стороны и недостаток сознания прав своей личности с другой — вот основания, на которых держится всё безобразие взаимных отношений, развиваемых в большей части комедий Островского; требования права, законности, уважения к человеку — вот что слышится каждому внимательному читателю из глубины этого безобразия».

Чтобы понять, почему Кулигин не вступает в открытый конфликт с «тёмным царством», нужно рассмотреть конфликты, лежащие в основе развития действия. Главным является социальный конфликт между Катериной и обществом самодуров — героине, свободолюбивой, романтичной личности, трудно находиться в Калинове, где «всё как будто из-под неволи». Она страдает от жестокости, грубости Кабанихи. Любовный конфликт, также осложняющий переживания героини, сформирован из социального: слабохарактерность, безвольность Тихона и Бориса появляется у них из-за влияния деспотов. Мы видим переживания Катерины, как ей больно, трудно, но при этом ей не страшно. Героиня стремится к свободе и это стремление порой даже сильнее веры в Бога берёт над ней верх, ведь именно оно толкает Катерину и к измене, и к самоубийству. Душевные переживания героини формируют второй, внутренний конфликт произведения — между присущими самой Катерине положительными чертами характера, нравственными ценностями, мировоззрением и окружающими её, навязываемыми ей Кабанихой правилами жизни по Домострою, жестокостью, грубостью «тёмного царства». Так, роль протеста Катерины в пьесе, хотя и закончившегося её гибелью, но стремительного и смелого заключается в том, что он, во-первых, помогает писателю передать положение жертв тёмного царства, «забитых личностей», их страдания от существующего устройства общества, но в то же время и дает надежду на счастливое будущее таких людей, на подавление силой их борьбы самодурства. Так, можно сказать, что именно Катерина среди всех персонажей, осуждающих Домострой, жестокость, унижения и грубость, лживость, царящие в Калинове, оказывает протест, который лежит в основе развития действия пьесы, в основе главных конфликтов «Грозы». Поэтому Островский не дает никаким героям, кроме нее, в том числе и Кулигину открыто выразить свое недовольство — это бы способствовало появлению в пьесе конфликта между идеологиями двух обществ, и не дало бы автору изобразить сущность «тёмного царства» через трагичную судьбу погубленной им героини.

Таким образом, в пьесе есть лишь один образ, наделенный такой смелостью и решительностью, какие присущи Катерине, а остальные герои либо приспособились к жизни в Калинове, либо полностью безвольны и подавлены деспотами, но есть герой, который часто осуждает, критикует нравы жителей города, но не решается показать свой им протест – это Кулигин. Он давно живет в обществе самодуров, ведь ему уже около 50 лет, но не похож на Кабаниху и Дикого, в нем нет грубости, жестокости, жадности, как в них, наоборот – образ Кулигина полностью им противоположен. В своих монологах он обличает «жестокие нравы» Калинова: «ничего кроме грубости да бедности нагольной не увидите». Характерно и то, что герой один относится к грозе как к природному явлению а не чему-то пророческому — это один из моментов, где проявляется его образованность, мудрость на фоне невежества остальных героев. Именно Кулигин вытаскивает тело Катерины из Волги: «Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!». Так, роль Кулигина в развитии сюжета пьесы велика, и, казалось бы, именно он должен спасти жертв «тёмного царства», как единственный по-настоящему мудрый, справедливый человек в городе. Это не дает ему сделать страх и отсутствие достаточной смелости, требующейся для открытого протеста. Он не столько боится Дикого и Кабанихи, сколько того, как они могут повлиять на его положение в обществе, дальнейшую судьбу, будучи влиятельными, властными и деспотичными лицами. При этом герой все равно осуществляет некоторые попытки преобразовать, спасти гнилое общество с помощью своих изобретений и нравоучений, но больше и больше убеждается в том, что не сможет этого сделать. Он наставляет и Тихона в пятом действии пьесы «своим умом жить», перед смертью Катерины, но тот продолжает повиноваться «маменьке». Стремясь благоустроить город с помощью своих изобретений, обращается к Дикому, но не проявляет достаточной настойчивости и решимости, и тот его прогоняет, с чем Кулигин просто смиряется: «махнув рукой, уходит». Образ Кулигина — это образ большинства людей, которые, как и он, осознавали весь ужас происходящего вокруг, но не решались выступить против, а возможно думали, что их протест не принесет пользы.

Подводя итог, можно сказать, что в произведении Островского мастерски изображено общество самодуров и деспотов посредством раскрытия внутреннего мира той героини, которой они причинили больше всего страданий, и которая в силу своего характера не может находиться в таком месте, как Калинов. Однако, этот герой не Кулигин. Кулигин же, оценивая сложившуюся ситуацию с высоты своих лет, понимал, что совсем скоро придёт конец самодурству и крепостному праву в России, как понимали это и Кабаниха с Диким. Знал и чувствовал это и сам автор, а в своей драме он лишь подтвердил необходимость и важность грядущей реформы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.