|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XX века
Анализ художественного произведения К. Абэ «Человек-ящик» (Литература XX века)Кобо Абэ занимает значимое место в японской литературе. Роман-притча «Человек-ящик» (1973 г.) принесло японскому драматургу всемирную известность со стороны литературы. Главной темой романа является одиночество человека, которую писатель отражает через проблемы отчуждения и бессмыслии существования. Именно такие черты позволяют нам сопоставлять и анализировать текст с русским классиков А. П. Чеховым «Человек в футляре». Тема раскрывается в содержании именно с того момента, когда читатель узнает от повествующего (человека-ящика) о том, как можно укрыться в обществе от самого общества, создав фантасмагорию одиночества. Для этого человек должен поместить себя в ящик («Наиболее пригоден ящик из гофрированного картона»). Для полного комфорта человек-ящик, советует приклеить на окошки полиэтиленовые шторы, которые помогут контролировать и наблюдать мир, немного подглядывая за ним. Притча настолько многослойна, что имеет несколько второстепенных тем для размышлений. У каждого человека, который проживает свою жизнь в ящике, есть своя история перехода из обыкновенного человека, в человека-ящика. Темы жизненных ситуаций у которых нет выхода, зашедшие в тупик и неудачные попытки преодолеть их — то, что затрагивает до глубины души. Это позволяет нам рассмотреть главного героя со стороны нескольких личностей, блуждающего в своём «лабиринте жизни» и не находившего себя настоящего. Персонаж не выдерживая такой амбивалентности окончательно проникает в пропасть, тем самым погибая от одиночества среди людей, но абстрагировавшись от всего мира картонной коробкой. Основной идеей произведения является то, что ящик (некий субъект) — это противостояние человека всему индифферентизму. Размышления, философия проста — если общество решило отвергать меня, то я также буду его отвергать. Не зря автор написал: «Ведь ящик — это только физическая преграда, отделяющая человека от общества. Главное же — духовное порабощение человека обществом, от которого никакой ящик не спасет». Идейная ценность состоит в том, что сказ общества о независимости человека — ложь и автор находит подтверждает это мнение. На протяжении всего романа, К. Абэ доказывает все ложные убеждения о том, что если человек независим от общества, то и у общества к человеку не должно быть никаких договоров и обязательств, упрёков и обязанностей. Психология такова, и автор доказывает, что «связь между человеком и обществом разорвать невозможно, независимо от того, негативны эти связи или позитивны». Ящик не способен оградить человека от общества, и он всегда будет зависим от него — это социализация. Неспроста жанр – роман-притча, ведь здесь присутствует философия и структура произведения как доказательство идеи, которой придерживается автор. Экспозиция в произведении начинает следовать после завязки, то есть сведения о жизни человека-ящика прослеживаются после движения событий (рассказ о том, как сделать ящик удобный для существования, и кто же это такие люди-ящики «человек-ящик отравлен ядом злобы». Завязка начинается с того момента, как у события обостряются и возникают те самые противоречия: «Человек-ящик добровольно скрывается от общества, надевая на себя картонную коробку словно панцирь». Герой надевать на себя ящик, когда понимает, что одиночество невыносимо и неизбежно. Развитие действия — герой романа начинает рассуждать о информации, которой испорчено всё человечество: «Я уже давно был отравлен ядом новостей. Понимаете, я испытывал непреодолимую тревогу, если постоянно, без конца не запасался свежими новостями». Момент высшего напряжение действия (кульминация) происходит в момент «выгорания»: «…в общем, мир напоминает кипящий котел». Развязка произошла в том моменте, когда конфликт разрешился сам собой, завершились все события и ящик стал всего лишь попыткой противостоять безразличию. Композиционный приём, а точнее композиционное кольцо в произведении строится на том, что в повествовании вводится рассказчик человек-ящик и дается мотивировка его притчи о себе (то есть мы слышим «рассказ в рассказе»). Целостное произведение формируется благодаря обрамлению, в котором указывается, что побуждает героя рассказывать и записывать те самые истории людей «то монологично, то диалогично». Но вместе с этим речь идёт о людях, которые могут быть всего лишь в его фантазии или действительно реальные личности. Весь путь героя в романе — это испытание от избавления и освобождения обычной для нас психологии и вечного «пережёвывания» мыслей, как говорит автор: «Накапливать трудно, выбрасывать еще труднее». Внешняя композиция содержит достаточно много элементов на которые писатель обращает внимание (в том числе главы, заметки). Все эти детали (о сущности ящика, потери самого «Я») служат общей цели: подать мысль в едином порядке и раскрыть её ценность и актуальность. Именно для этого и используются целый ряд средств — образные, сюжетные и речевые. События происходят линейно, то есть один за другим и в хронологической последовательности где неизбежно в конце всё равно умирает, несчастный человек-коробка. Центр романа содержит в себе некую историю и взаимосвязь отношений человека-ящика, женщины и доктора. Как бы тяжело не звучало: человек-ящик — это не жизнь, а всего лишь пустота. Женщина охарактеризована как источник красоты, к которому тянутся все, в том числе и «частичные люди», сросшиеся и не собирающиеся вылезать из коробки. Описание автора нам помогает понять то, что с помощью обнажения тела, она, яркое противопоставление мужчинам, которые прячутся в обычные картонные коробки и даже не пытаются противостоять миру. Заострение внимания на деталях, а точнее на пуговицах блузки женщины и на том, как она расстёгивала её, мы понимаем то, что она тоже не человек. Время в романе также идёт по странному, присматриваясь к деталям: на часах отсутствует часовая стрелка, а то с какой скоростью высохла одежда никак не сравнивается с тем, как быстро появляются записи в дневнике у человека-ящика. Действующее лицо продвигает сюжетную линию и раскрывают глубоких замысел автора. Образы обстановки также имеет огромный смысл в романе-притче. Сюда мы можем отнести описание ящика, города, событий. Это помогло сделать произведение не только философским, печальным, но и разнообразным, а в этом нам помогли вставки. Когда смотришь на мир через «бинокль», ты начинаешь отгораживаться от мира и становишься частью «невидимки», ведь из личности, участника, герой превращается в наблюдателя. Поэтому то как превратился фотограф в человека-ящика основывалось всего лишь на вопросе о времени. Человек-ящик — это высшая точка наслаждения наблюдателя, и самое тяжёлое то, что для других людей он не существует. Такой объект как ящик, снимает ответственность с человека за свою жизнь, вечное размышление и тягость. Именно поэтому автор так затронул единицу времени, иначе можно сказать, что у человека уже нет никаких стремлений и будущего на жизнь. Вооружившись композиционными приемами, автор раскрыл читателю настоящий мир эмоций. Взгляд назад, помог заглянуть в прошлое человека-ящика и женщины с мужчиной, а описание событий позволило предшествовать началу действия. Человек-ящик постоянно пишет записки. А с помощью этих записок происходит повествование о жизни, любви и лжелюдей в том числе и ящика. Символы окружают нас от начала и до конца романа, при этом даже диалоги в тексте приводятся в кавычках, а некоторые — без кавычек — всё это требует глубокого анализа. Стоит сказать о том, что Константин Трунин — литературный критик, писатель, не смог пройти мимо «Абсурдного и сюрреалистического произведения, в котором Кобо Абэ предлагает посмотреть на проблему поиска себя в обществе буквально». Критик обращает внимание людей на то, что так или иначе нужно быть самим собой, а не человеком-ящиком – это самый простой выход из ситуации. Когда нет ценностей и смысла в жизни — нет и человека. Именно поэтому таких людей не замечают, а других причин просто не существует. Очень символичен в романе ящик и нагота девушки-медсестры. Оба героя — люди-невидимки, которые живут в другом измерении, а не в мире. У них нет собственного «Я», но это собирательный образ реального человека, который беззащитен перед обществом и подвластен ему. Герой так страдает от одиночества и от мира, но при этом не собирается снимать с себя коробку и развивать свои социальные связи — ему это не нужно, он не готов развиваться: «Я бы покинул свой ящик только в том случае, если бы смог сбросить кожу в ином мире». Поэтому, к большому сожалению, герой так и погибает от одиночества среди людей. Обновлено: Опубликовал(а): Екатерина Климкина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|