|
Чингиз Айтматов «Плаха»: три мира (Литература XX века)Автор изображает мир в его полноте: в единстве природы и человека, в единстве настоящего, прошлого и будущего. Утверждая, что человек есть часть природы, а не царь, писатель высказывает мысль, что у человека всегда есть свобода выбора между добром и злом, расчетливостью и совестью, равнодушием и состраданием. Главная героина романа — синеглазая волчица Акбара, что значит Великая. Именно она олицетворяет киргизскую саванну, где есть душа, свобода, любовь. Акбара, подобно женщине-матери, обладала великим инстинктом сохранения потомства, подобно супруге, могла быть благодарна Ташчайнару за силу, надёжность, покорность ей, но и неприступна в случае его измены. Акбара владела всей гаммой чувств, присущих женщине, отличавшейся умом и тонкостью восприятия. Очеловечивая волчицу, Айтматов взывает к милосердию по отношению к «братьям меньшим». Люди, возомнившие себя Богами, чтобы выполнить важный государственный заказ по заготовке мяса, устроили побоище. «Расстрельщики» с вертолёта поливали свинцом и огнём мчащихся сайгаков. Они с воздуха корректировали это смертоубийство, а следом двигались фургоны, набитые мёртвыми тушами животных. «Страшно было смотреть на этих людей в облитой кровью с головы до ног одежде…». В середине бегущего от смерти стада оказалась и Акбара с первым своим выводком. В бешеной погоне, полной ужаса, она видит, как гибнут один за другим, превращаясь в кровавое месиво, её первенцы. Губительно смыкаются два мира: природы и человека, уничтожающих эту самую природу, частью которой они являются. Мир зла и порока хочет разрушить Авдий Каллистратов, бывший семинарист, увлёкшийся поисками новомыслия.
В болезненном сознании страдальца Авдия возникает облик Христа, спорящего с Понтием Пилатом о зле властолюбия, из-за которого гибнут народы в борьбе за владычество. Айтматов доносит до читателя мысль, что это может привести к гибели мира вообще. Люди уже немало сделали для разрушения основ своего существования: истощены земные недра, загрязнён воздух в городах, Землю ждёт глобальное потепление. Человечество приближается к своей гибели. Дважды Авдий встречается с Акбарой: когда затеял игру с волчатами, но волчица его не тронула, угадав в человеке чистый помысел, и перед смертью, когда он зовёт её спасти его, а она, узнав знакомые черты, тихо заскулила, оплакивая его и своих погибших волчат. Через год в семье волков родилось пятеро волчат. И вновь их постигло несчастье — загорелись камыши вокруг уникального озера Алдаш. Здесь были открыты уникальные залежи редкого сырья. И власть держащие намеривались построить здесь комбинат.
Базарбай, лентяй и пьяница, похищает волчат и приносит их в дом чабана Бостона Уркунчиева. Базарбай потом ушёл, продал волчат, пропил деньги, а для семьи Бостона начались бессонные ночи. «Невозможно, невыносимо было слушать» вой волчицы, которая искала своё потомство. «В её вое клокочущая ярость, угроза сменялась плачем, потом безумное отчаяние и злоба сменяла мольба». Бостон вынужден был устроить засаду, но убил только волка. И тогда волчица решилась на отчаянный шаг. Она уносит маленького сына Бостона Кенджеша, перебросив его как ягнёнка. Бостон убивает не только Акбару, но и сына. Символический акт: убивая волчицу, человек убивает сына. Так смыкается природа, человек и евангельские мотивы. Нарушение гармонии хотя бы в одном из трёх миров сказывается на всей планете. И вот суровый вывод: все мы на одной плахе. И если бы каждый осознал зло в своей душе и смог противостоять этому злу, то состоялась бы нравственная закладка фундамента. А люди стали бы жить по-человечески. Роман Чингиза Айтматова — тревожное предупреждение людям и всему человечеству. Обновлено: Опубликовал(а): Инна Козлова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|