|
Почему Чацкий так трагически одинок? А. С. Грибоедов «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — это новаторская комедия автора. Свое отражение в ней нашла конкретная историческая ситуация, на основе которой и было написано произведение. Грибоедов сам был свидетелем различных светских вечеров и раутов. Именно поэтому каждый образ в комедии отражает сущность реальных общественных типов своей эпохи. Главным героем комедии является Чацкий. И один из вопросов, возникающих после прочтения, касается трагического одиночества Александра Андреевича. Как известно, основной конфликт всей пьесы разворачивается вокруг разделения персонажей на «век минувший» и «нынешний» соответственно. Из-за этого раскола Чацкий, как представитель «века нынешнего», и становится будто бы одинок, не повстречав единомышленников. Просмотрев афишу, мы найдем там центрального представителя «отцов» — Фамусова. Его образ можно считать собирательным всего светского общества. Мы узнаем, что герой имеет высокое положение среди остальных, он — зажиточный помещик и дворянин, «доживший до седин», хозяин большого дома и член «Английского клоба». Как и всё «фамусовское общество» чиновник придерживается основных ритуалов общественной жизни: устраивает балы, заботится о мнении других, для него оно свято: «Что станет говорить княгиня…». Перед нами открывается типичный барин 18 века. Он грешит чревоугодием: «ешь три часа…», любит выпить, может себе позволить лишнее с крепостными: «Ах, зелье, баловница». К тому же, Фамусов — консерватор, убежденно защищающий всё застойное и восхваляющий неизменность московских нравов: «Спросили бы, как делали отцы, учились бы, на старших глядя», «у нас уж исстари ведется». Его идеал — дядя Максим Петрович, бывший примечаемым императрицы, «перед всеми знал почет», угодничеством сделав свою карьеру. Хоть сам Фамусов вполне и образован, он не понимает нужды в этом, лишь продолжает традиции «отцов». Не умом он решал проблемы и сделал карьеру, а связями и угождением. Даже высокую образованность и ученость герой принимает за пустое вольнодумство. В просвещении же Фамусов видит опасность и «зло», которое следует «пресечь» таким образом: «Забрать все книги бы, да сжечь». Ум в его понимании только житейский, все его представления приземленные: «умен тот, кто сумел устроиться». Герой использует служебное положение, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить». Следующий представитель светского общества — секретарь Фамусова — Молчалин, наделенный практически всеми теми же качествами, что присущи и его хозяину. Служба в большом и богатом доме для героя — возможность сделать блестящую карьеру, к которой он и стремится, ведь не дворянин, потому и печется за свое место, куда его «пригрел» Фамусов. Молчалин довольно способный: «три награжденья получил», завел нужные знакомства. Главное — он понял, как жить в «фамусовском обществе» и приспособился к той среде. Два главных таланта героя — «умеренность и аккуратность». Он даже ходит «на цыпочках», знает, как угодить: «Ваш шпиц — прелестный…» Молчалин имеет «говорящую» фамилию, которая иллюстрирует не только его «бессловестность», но и намеренное не высказывание своего мнения. Сам он отзывается об этом так: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Главное же качество героя — это умение угодить: «Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья…» Поэтому Молчалин придерживается этого принципа. Так, он может показаться читателям даже смешным. Но на деле он страшен. Настоящее лицо героя раскрывается в эпизодах разговора со служанкой Лизой и с Чацким. Он симпатизирует девушке, признается, что «в Софье Павловне не видит ничего завидного». Молчалин – коварный лжец, подло обманывающий дочь Фамусова, играющий роль воздыхателя, лишь бы остаться на должности. А Чацкий и вовсе неудачник в глазах героя. Молчалин так считает, поскольку ему «не дались чины», судит все и всех по себе. Познакомимся с ещё одним важным героем, со Скалозубом. При первом же его появлении мы узнаем, что герой «с звездами, да с чинами» и такого зятя «желал бы» даже Фамусов. Это еще раз показывает, какие ценности в приоритете. Герой богат и перспективен: «И золотой мешок, и метит в генералы». При этом для Скалозуба характерна ограниченность только службой, солдафонство, карьеризм. Его кругозор узок, мысли скудны, все крутится лишь вокруг «мундира»: «Мне совестно, как честный офицер», «только бы досталось в генералы». Скалозуб с пренебрежением относится к образованию, для него это тоже «чума», он хочет учения «по-нашему: раз, два». Нельзя не упомянуть о гостях Фамусова, второстепенных персонажах, приходящих к нему одни за другими. Они раскрывают образ всего их общества и добавляют каждый по чертам, которые объединяют всех представителей в одно «фамусовское» целое. Первыми приезжают горичи — Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович. Мы понимаем, что жена главенствует, не дает сказать супругу ни слова. Выделяется отсутствие живых чувств, желания реализовать себя. Перед нами «муж-слуга», который «от скуки» свистит «одно и то же». Следующими появляются представители семейства Тугоуховских, которые слышат только то, что хотят. Их явные качества и черты — это глупость, интерес к чину и деньгам, выгодный брак и пустота барышень. Хрюмины же, бабушка с внучкой, считают, что приехали «первые», несмотря на присутствие остальных. Девушка с барским пренебрежением ставит всех гостей ниже себя, грубо обращается к Чацкому. Она также преклоняется перед всем иностранным и слепо подражает манерам светского общества. Гость Загорецкий воплощает в себе такие черты, как угождение и сплетничество. Он подл, готов всегда «с жаром» раздуть и преувеличить любую новость. Приезжая Хлестова, которая «от скуки» взяла «Арапку-девку да собачку» создает образ жестокой женщины, не видящей человека в крепостной. Наконец, господин N и D еще одни настоящие сплетники, готовые из ничего пустить слух: «Ужли с ума сошел?».к Стоит выделить, что с целью дополнения картины «фамусовской» Москвы в произведение введены и внесценические персонажи «века минувшего». Одного из таких героев я уже упомянула, это Максим Петрович — идеал для подражания светского общества. Непонимание образования подтверждается при упоминании «чахоточного», который был «книгам враг». Олицетворением привычного кумовства служит внесценический образ некой Татьяны Юрьевны, к которой намереваются «хоть раз бы съездить». Все ей друзья и родные. Упоминание французика из Бордо дает нам понять, что всё повально увлечены иностранным, а родной язык недооценивают и презирают. Таков мир «века минувшего», где главный вопрос для всего общества — вопрос о службе, возможности получить чин и награды, «достигнуть степеней известных», которые в свою очередь позволят занять видное место, выйти в люди, через низкопоклонство. Переходя к «веку нынешнему» сразу можно выделить яркого представителя Чацкого. Ещё до его появления на сцене становится понятно, что герой — носитель образованного ума: «Остер, умен, красноречив». Уже в доме Фамусова читатель может наблюдать, что его первые монологи полны страсти, произносятся громко, автор использует ремарку: «с жаром». Он очень эмоционален и выражает свои истинные чувства. Герой надеется на взаимность, но его никто не поддерживает и не разделяет его взглядов. А он в свою же очередь преследует совершенно иные цели, идеи и идеалы. Рассмотрим характеристику дворянской Москвы по представлению Чацкого. Обновлено: Опубликовал(а): Annar Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|