Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Подтвердите или опровергните мысль современного литературоведа о том, что рассказ «Чистый понедельник» повествует «не только об отдельном человеке» и любви, но и о России, о её революционном настоящем и, возможно, желаемом будущем (Бунин И. А.)

Рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник» — это настоящая зарисовка русской жизни, в которой отражена трагедий несостоявшейся любви. Сам писатель после завершения работы над произведением отзывался об этом так: «Я благодарю Бога за то, что он дал мне возможность написать "Чистый понедельник"». Неслучайно современный литературовед высказал мысль о том, что этот рассказ Бунина повествует "не только об отдельном человеке" и любви, но и о России, о её революционном настоящем и, возможно, желаемом будущем. Ведь именно опираясь на исторический контекст, писателю удалось выявить и поднять важнейшую проблему исторической памяти.

В произведении присутствует множество специфических черт, характерных для бунинской любовной прозы.

Это и кратковременность отношений героев, и мимолетность любви, и, конечно же, трагический исход событий. Но, пожалуй, самый большой акцент в рассказе «Чистый понедельник» Бунин делает акцент на возвышенном и благородном женском образе, стоящем выше мужского. Автору удается выделить всю ту особенность и поэтичность, которой обладает героиня. При этом она соткана из противоречий. Девушка будто бы ведет двойную жизнь: «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги…», но при этом «цветы у нее были любимые и нелюбимые». К тому же героиня следит за собой: «выезжая, она надевала гранатовое бархатное платье». Но «на курсы ходила скромной курсанткой». Поэтому главный герой и не может её понять. Для него девушка «непонятна и загадочна». Такие противоречия говорят о том, что девушка находится в духовной поиске, её не удовлетворяет такая «светская» жизнь, поэтому она пытается заполнить пустоту, посещая храмы и всячески отделяясь от общества.

В рассказе отображается Москва в деталях. С одной стороны, это приметы конкретной эпохи: трамваи, «Прага», «Эрмитаж», театры, концерты, «капустник», над которым Бунин иронически посмеивается, изображая дешевую, плотскую и низкую игру, с помощью приема зоологизации описывая «корытообразное лицо» актера. На таких примерах автор показывает нам быстротечность всего того, что свойственно этим людям, тем самым выводя на главную мысль рассказа о бездуховности общества. А с другой стороны, образ Москвы несет в себе и напоминание о древности, о старом православном мире. Об этом свидетельствуют посещения девушкой храма Христа Спасителя, ее дом, тоже находящийся «против» храма, упоминание монастыря и кладбища. Все это детали, отображающие истинные ценности. Таким образом, Москва разделяется на «сиюминутное» и «вечное», и между двумя этими лагерями и разрывается главная героиня, в итоге решающая уйти в монастырь.

Что же касается героя, его портрет нам практически не дан. Да он и не требуется. Мужчина пребывает в совершенном недоумении, называет их любовь «странной», всё потому, что герой находится в полном удовлетворении жизнью. Он гораздо проще устроен, это обыкновенный персонаж, человек, который не думает так же глубоко, как девушка, что хорошо оттеняет её образ, показывает духовное богатство натуры.

Герой не видит знаков, которые указывают на выбор героини в пользу ухода в монастырь. «Вид» из окна квартиры, которую она снимает подобран неслучайно. Он выходит на старый Московский Кремль, что довольно символично. И еще один образ-символ — это повешенный на стену «портрет босого Толстого», через который проскальзывает основная мысль произведения о попытке героини найти иную, духовную жизнь, к которой она идет, повторяя путь писателя.

Очень важно и значение расширения художественного пространства и времени в рассказе, появляющегося за счет упоминания Толстого и старой Москвы с храмами и церквами, символизирующими соблюдение нравственных заповедей и следование вечным ценностям. Так, мы выходим на проблему исторической памяти.

Даже само название произведения «Чистый понедельник» выводит на мысль об отказе от всего «светского», «сиюминутного» и вход в новую, духовно чистую жизнь в финале.

Даже цветовая гамма в образе героини играет немаловажную роль. Если в начале это темнота, черный цвет муки, недовольства и страдания, то в конце мы видим белый — цвет чистоты, а значит и обретение героиней смысла жизни.

Получается, композиция рассказа построена на антитезе. Материальное и плотское, как раз то, что мы и встречаем сейчас в нашей жизни, какой мы видим Россию, противопоставлено возвышенному и вечному — желанному облику страны.

Таким образом, я разделяю мнение современного литературоведа, высказавшего свое мнение о рассказе Бунина «Чистый понедельник». Автор поднял ключевые темы о тайне любви, вечной неудовлетворенности человека, исторических судьбах России и состоянии мира 20 века. Осуждая бездуховность общества и показывая попытку героини найти иную, духовную жизнь, Бунин повествует "не только об отдельном человеке" и любви, но и о России, о её революционном настоящем и, возможно, желаемом будущем.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.