|
Сатира в творчестве Маяковского (ЕГЭ по литературе)Всё творчество Владимира Маяковского многогранно. Его можно разделить на дореволюционное и послереволюционное. Среди множества разнообразных тем лирики поэта выделяют любовную, образ лирического героя, новой рождающейся страны и человека и другие. Своей «громадой ненависти» славится сатира Маяковского. Начиная обращаться к этой теме в дореволюционный период, Владимир Владимирович выражает свою «ненависть» к буржуазному обществу. К примеру, поэт обличает их пороки в стихотворении «Нате!». Уже в первых строках виден весь эпатаж. Пафос «громады ненависти», питаемой к таким людям с их «обрюзгшим жиром», «капустой в усах» и «белилами». Гастрономические подробности о «недокушанных и недоеденных щах» говорят нам о преобладании плотских и материальных потребностей этих людей. «Женщина», «смотрящая устрицей из раковин вещей», доказывает узость и ограниченность всего буржуазного общества. Поэт видит всю грязь их «калош», немытость и обывательство «стоглавой воши». Маяковский с осуждением воспринимает этот безобразный мир, состоящий из буржуа. Поэтому он находится в явном конфликте с ними. Лирический герой сам называет себя «грубым гунном», отказывается «кривляться» перед этими людьми и ставит таким образом жирную точку, говоря, что «захохочет и радостно плюнет» им «в лицо». Ещё одно стихотворение, «Гимн обеду», громкое заявление о ничтожности таких людей, их острое и унизительное обвинение в ведении пассивного образа жизни. Через создаваемый комический эффект Маяковский обличал всё буржуазное общество и вновь вступал с ним в конфликт. И опять мы встречаем гастрономические подробности, мотив «сала», яркую гиперболу — «желудок в панаме» — усиливающие отталкивающий эффект от сытых и при этом равнодушных к происходящему в стране людей. Лирический герой ужасается пороком чревоугодия буржуазного общества. А самое страшное, что таких «идущих обедать миллионы». Риторические вопросы и восклицания помогают ощутить негодование поэта, его страх за будущее страны. Уже после революции сатира Маяковского уходит немного в другое направление, и центром внимания становятся люди-обыватели. Так, поэт начинает высмеивать пьяниц, лентяев и других людей подобных категорий за их безразличие или же интерес совершенно не к тому. В стихотворении с красочным говорящим названием «О дряни» Маяковский пишет о мещанстве. Уже по обращению поэта к этим людям становится понятно, каково его отношение к «дряни», о которой Маяковский предлагает «поговорить». Из стихотворения мы узнаем, что у «вылезшего мурла мещанина» остались только материальные интересы к «галифищам» и «платьям». Лирический герой осуждает мещан за их обывательское «сиденье» «тише воды» в «уютных кабинетах и спаленках». И если внешне эти люди живут по-новому, то на деле они остаются такими же, как и до революции: меркантильными, всегда и во всем ищущими выгоду. Образ «канарейки», как главный символ мещанства вводится, чтобы показать существующую угрозу для «революции», которую «опутали обывательщины нити». Поэтому неслучайно Маяковский обрушивается на мещан с критикой, описывая их «быт», «страшнее Врангеля». Так, поэт считает, что таким людям не место в новой социалистической стране и говорит о том, что «коммунизм канарейками» не должен быть «побит». В сатире Маяковского нашлось место и стихам против бюрократов, среди которых есть одно под названием «Прозаседавшиеся». Само это слово говорит за себя. Поэт опять же пишет о людях, которым ничего не нужно, а сами они не несут никакой практической пользы. По мнению разозленного лирического героя, «каждый день» происходит полная «дьявольщина». Бюрократы паразитируют, создавая видимость работы в «учреждениях» и действий на нескончаемых «заседаниях». Гиперболизируя этот эффект, Маяковский добавляет фантастический элемент и даже пишет, что им «поневоле приходится раздвояться», чтобы всё везде успеть. Не зря стихотворение завершается желанием, возникающим «относительно искоренения всех заседаний» и всех тех, кто мешает строить будущее. Таким образом, сатира Владимира Маяковского в своё время была очень злободневна и ложилась на эпоху. Поэт стремился вывести на чистую воду равнодушных и бездействующих людей-обывателей, и всё это делалось ради новой и счастливой строящейся жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Annar Внимание! Спасибо за внимание.
|
|