|
Что такое мудрость? Проблема определения понятия мудрость по тексту Б. М. Бим-Бада «Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?» (ЕГЭ по русскому)Мудрость… В чём заключается её сущность? Можно ли соотнести мудрость с осторожностью в суждениях? Именно эти вопросы возникают при чтении текста российского академика Б. М. Бим-Бада. Раскрывая проблему определения мудрости, автор опирается на собственные рассуждения, утверждая, что высшее, чего может достичь человек, — это мудрость. Он даже считает, что мудрость должна стать школьным предметом, потому что ей нужно учить. Мудрость, с точки зрения учёного, больше, чем знания, потому что в неё входят такие понятия, как интуиция и отвращение к самообману. Этот пример ясно даёт понять, что мудрость — сложное понятие, которое спрягается с осторожностью в суждениях, с отсутствием самонадеянности. Чтобы конкретизировать эту мысль, автор приводит яркий пример: кто-то знает все разновидности бабочек, но ничего не смыслит в проблемах экологии. Пользуясь ограниченными знаниями, человек не обладает мудростью и не способен найти связь между отдельной бабочкой и устройством мира. Оба примера связаны по принципу причинно-следственной связи. Один пример вытекает из другого и подводит нас к мысли, что узкие и ограниченные знания не делают человека мудрым, так как он не способен найти связь между разными явлениями жизни, не допускает ошибочности своих суждений.
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» главный герой — нигилист Евгений Васильевич Базаров. Он препарирует лягушек для опытов, чтобы узнать их устройство и впоследствии лечить людей. Он убеждён в том, что все люди как деревья в лесу: у всех одна селезёнка. Герою кажется, что с помощью ощущений он изучил мир и никаких загадок для него не существует. Он самоуверен, отрицает искусство и природу как источник эстетических наслаждений. Базаров не признаёт никаких авторитетов, а в споре с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым не хочет прислушиваться к его мнению, считая «старичков» Кирсановых «архаическим» и отжившим явлением. Мудрость он приобретает только тогда, когда осознаёт, что мир намного шире и сложнее его вульгарных материалистических представлений о нём. В заключение подчеркну, что мудрость никак не связана с самонадеянностью. Тот, кто полученные результаты размышлений не принимает за конечные, осознавая, что возможны ошибки, кто способен сравнить свои выводы с прямо противоположными умозаключениями, обладает истинной мудростью, так как умеет находить недостатки и пробелы в тех идеях, которые раньше считались бесспорными. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|