Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Катерина и «тёмное царство» по пьесе Гроза (Островский А. Н.)

Все драмы А. Н. Островского по праву считаются «пьесами жизни». Описываемые в них события словно взяты из жизни, а не являются результатом творческого воображения писателя. В этом смысле уникальна его драма «Гроза». Так, судьбу Катерины Кабановой, главной героини, повторила Александра Клыкова под Костромой, подобные случаи были и в других городах на берегах Волги.

Но не только поэтому «Гроза» является «пьесой жизни». В ней автор показал то «тёмное царство» деспотов и «самодуров», которое губит всё молодое и новое, которое, в свою очередь, в пьесе олицетворяет Катерина Кабанова.

Замуж он вышла не по любви, и потому можно понять, что за жизнь ей была уготована.

Но оказавшись в доме мужа, она поняла, что всё гораздо хуже, чем можно было предположить. Катерина попадает под власть не Тихона, своего мужа, а его матери, и выйти из-под её влияния не представляется никакой возможности.

Выйдя замуж, героиня обрекла себя на жизнь в «тёмном царстве», где жутко холодно и где «царями» являются Дикие и Кабановы. Дикой — своего рода демон, которому не может угодить никто из тех, кто с ним живет, и который держит их в постоянном страхе и повиновении. Он если «разойдется», то ничем не остановишь. Успокоить его может только такой же самодур — Кабаниха, жестокая, деспотичная женщина, тиранившая своих домочадцев и имеющая, так сказать, влияние на весь город.

Ещё к представителям «темного царства» можно отнести и самого Тихона, которого, однако, «царем» назвать нельзя. Он не пытается противостоять матери, принимая условия, в которых ему приходится жить, и лишь радуется, уезжая из Калинова: «Две недели надо мной грозы не будет». Реально Катерине он помочь не может, а, подчиняясь матери, ухудшает ей и без того несладкую жизнь, становясь тем самым её противником, «жителем» «темного царства» наравне с Кабанихой и Диким.

Катерина же чиста, набожна, беспорочна, и этот мир её не портит. Юность героини прошла в родительском доме, где она жила свободно, «ни об чем не тужила». Её радовало буквально всё: солнце, цветы, птицы, где она любила ходить в церковь. Весь ее быт был заключен в домашних делах, хождении в храм и религиозных мечтаниях.

Когда она оказалась в доме Кабановых, её естественным желанием было перенести сюда все это, сохранить гармонию. Но скоро Катерина сама поняла, что в калиновских условиях задуманное невозможно осуществить. Эгоизм Кабанихи не знает предела. Она требует от детей почтительности и страха. И только. Ни о какой любви и взаимопонимании речь даже не идет.

Дети, подчиняясь деспотичной матери, тайком нарушают законы, установленные ею. Тихон украдкой пьет, а Варвара, украв ключ от калитки, бежит на свидание с любимым. Это с их стороны не является протестом, хотя и полным подчинением это не назовешь.

Катерина же полностью отвергает нравы города, не может жить в таком мире, где действует закон Варвары: «…делай, что хочешь, лишь бы всё шито да крыто было». Однако полностью ниспровергнуть власть Кабанихи героиня не в силах: та сильнее её стремления к гармонии семейных отношений.

Такой жестокий и несправедливый мир является губительным для Катерины. Она, глубоко религиозный человек, считает любовь замужней женщины к другому мужчине смертным грехом, искупить который невозможно. К тому же она понимает, что ожидает её после такого поступка в мире самодуров Кабановых и Диких: косые взгляды сограждан, дальнейшие упреки свекрови, муки совести и постоянное сознание своего «греха».

Катерина, являясь «лучом в темном царстве», не много, однако, осветила в нем, но бросила вызов этому миру. Она не изменила Кабанову, уверенную в моральной правоте патриархальных отношений, не внесла коррективы в жизнь Тихона, Варвары и даже Бориса. Но тем не менее теперь Кабаниха сомневается в нерушимости этих отношений, она чувствует себя последней блюстительницей этого «правильного миропорядка».

Кабанова любит сына, и именно эта любовь оборачивается предвзятостью по отношению к невестке. На мой взгляд, нельзя говорить, что Кабаниха стала причиной самоубийства Катерины (хотя Тихон в финале пьесы обвиняет её в этом: «Маменька, вы её погубили! вы, вы, вы…), но она подтолкнула её к этому решению.

«Луч света» исчез в водах Волги, и «темное царство» снова погрузилось во мрак. Однако Катерина бесследно не пропала, она открыто выразила протест против Диких и Кабановых, нарушив привычный ход жизни, но погибла от их жестокости и справедливости.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.