|
Важность наставника в становлении человека по тексту Евгения Александровича Лаптева «В одной из недавних телепередач, где велась бурная дискуссия о проблемах современного образования, модная телезвезда разразилась гневной тирадой в адрес учителей…» (ЕГЭ по русскому)Ни один человек не родился великим — все его знания, темперамент, мировоззрение, жизненную позицию, волю любой приобретает с годами. До многого человек в своем характере, самообладании и самосознании доходит сам, но все же огромна роль в его начальном становлении книг, общественной среды, родственников, друзей. Особенно важна в этом роль, как я считаю, учителя — и даже не того учителя, который научит читать, писать, выполнять какие-либо арифметические операции или расскажет о законах Кеплера — а того человека, который сможет стать наставником, заранее увидеть и мудро исправить изъяны в характере, своим примером научить жить в гармонии с обществом и собой, привить желание жить и трудиться во благо всего хорошего, доброго, правильного. Такие люди встречаются редко, но все же встречаются каждому и коренным образом меняют жизнь своих учеников в лучшую сторону. Мы, к сожалению, зачастую недооцениваем роль таких учителей в своей жизни, хотя на самом деле мы обязаны им очень многим, ведь благодаря их усилиям мы стали такими, какие мы есть — в любом случае, добрее и величественнее, чем мы были бы без них... В приведенном отрывке писатель Евгений Лаптев не понимает, как одна из участниц телепрограммы смогла пренебречь ролью учителей в своей жизни и даже назвать их “неудачниками” и вспоминает о своем школьном учителе физики Иване Васильевиче Матвееве, которой помимо точной науки научил довольно отбитых детей сложного послевоенного времени какой должна быть полноценная образованная личность. Он вспоминает, что этот человек, великий и мудрый настолько, что смог завоевать уважение у детей, не признающих вообще никаких правил и авторитетов, научил их многому без нотаций и наказаний, просто на своем примере: многие школьники даже бросали курить, узнав, что их учитель физики не курит. Писатель признается, что “даже сегодня ему хочется держаться за его крепкую руку” — школьный учитель стал для него настоящим наставником на всю жизнь. Соглашусь с автором текста, что вопросы, какими должны быть учителя, нужно ли их уважать и нужны ли они сейчас вообще стоят сегодня в мире остро как никогда ранее: буквально каждую неделю по новостям или в Интернете мы узнаем о шокирующих конфликтах между учителями и учениками, произошедших в школах, университетах; в то же время, в интервью или автобиографии любая современная знаменитость, будь то спортсмен, модель, бизнесмен или ученый, признает важность в своей жизни тренеров и наставников, благодарит их. Возникает вопрос: важен ли наставник, человек, который своим примером и авторитетом наставит на путь созидания, в становлении любой личности? Я считаю, что важность такого человека в жизни каждого огромна, скажу больше — предопределяюща. Им необязательно должен быть школьный учитель или тренер по спорту — наставником может стать отец или мать, старший брат или сестра, друг, товарищ, даже историческая личность, с которой можно познакомиться разве что по книгам. Иногда наставника можно найти не ища его специально: так случилось с героем романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” Радионом Раскольниковым, который, если вспомнить содержание произведения, встретился с Соней Мармеладовой по чистой случайности, но именно она морально поддержала его в сложный момент жизни и научила правде — а значит, я думаю, ее можно назвать наставником Раскольникова. Между Соней и учителем физики писателя Евгения Лаптева можно провести удивительное количество аналогий: они оба учили не уча, не заставляя делать что-либо, просто поступая так, как бы поступали сами, становясь примерами для подражания; они достигли уважения уважая своих учеников и желая сделать их только лучше и счастливее; их учениками были люди, которых смело можно было назвать безнадежными, но и Соня, и Иван Васильевич справились со своей задачей. То, что роль Сони в становлении, оздоровлении Раскольникова огромна, оспорить, думаю, не сможет никто — по-моему, она пример идеального наставника и литературное доказательство того, что такие люди важны и заслуживают уважения. Я уверен, что в моей жизни роль наставника тоже далеко не последняя. Им я могу назвать своего учителя начальных классов, которая не только дала мне азы начального образования, но и научила читать и любить книги, думать, анализировать прочитанное и происходящее в реальности, быть независимым и честным в учебе, работе и жизни; все годы обучения с ней были пронизаны тремя важнейшими уроками, хотя на их отдельное рассмотрение не было уделено ни часа: “Не предай: будь верен себе и другим”, “Не кажись большим чем являешься”, “Закат — начало большого и красивого рассвета”. Данные советы, которые, признаюсь, добровольно я сделал законами своей жизни, не раз помогали мне в трудной ситуации, и даже сейчас, через много лет после окончания начальной школы, первым человеком, к кому бы я обратился за советом, стал мой первый учитель. Я думаю, что в любой ситуации найдется человек, который даже просто исходя из личной неприязни, ревности или банального желания выделиться из толпы попытается обругать что-то поистине прекрасное и полезное для каждого. Та же проблема и с наставниками, учителями. Найдется человек, который попытается неблагодарно срубить сук, на котором когда-то сидел и которому он обязан многим. В любом случае, почти каждый великий человек сможет назвать своего учителя, которого он зачастую считает даже “более великим”, чем он сам. “Человек без учителя, что река без притока” — говори древние мудрые. Обновлено: Опубликовал(а): Никита Радаев Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|