|
Моё понимание образа Николая Ставрогина по роману Бесы (Достоевский Ф. М.)Мое понимание образа Николая Ставрогина начинается с осознания его роли в романе. Несмотря на постоянное присутствие в произведении и влияние на жизни других персонажей, Ставрогин будто вечно за пеленой, появляется чувство, что он дирижер событий, а не участник. И сам герой ощущает свою непринадлежность к происходящему, складывая образ лишнего человека в своем времени. Неудивительно, что главный герой — это многогранный и запутанный персонаж, но у Николая Ставрогина есть ещё одна характеристика — он крайне противоречивый. С детства он был выращен Верховенским старшим, который привил ему любовь к прекрасному, он не был злым ребенком: плакал его учитель, плакал и сам мальчик, радовался учитель — повторял за ним Ставрогин. Главный герой отслужил в элитном гвардейском полку, но был разжалован до обычного солдата и лишён прав за кутеж. Вернувшись на родину, Николай понимал, что от него все ожидают подвигов, ведь он вернулся из заграницы, вдобавок отучился — значит человек порядочный. И вроде бы он не такой плохой — женился на хромоножке Лебядкиной, что есть верх альтруизма, но он в скором времени не смог терпеть её, начал презирать, обзывая «идиоткой» — кроме презрения и ярости она у него уже ничего не вызывала. Сообщая о том, что Шатова хотят убить, он проявляет максимальный цинизм — подобные действия очень путают читателя и не дают причислить персонажа ни к стороне добра, ни к стороне зла. Я вижу эту противоречивость, как иллюстрацию идеи о прохождении зла и возвращению к добру: человек, способный на ужаснейшие злодеяния, способен и на великое добро. За свою жизнь он совершил, как минимум, две ужасные вещи: женился на Лебядкиной, чувствуя к ней лишь отвращение, и растлил маленькую девочку. До конца романа (учитывая хронологию с главой «У Тихона») я думала, что это будет произведение о личностном росте персонажа, как он будет через все зло идти к добру, но в итоге это, на мой взгляд, стало деградацией персонажа — пришёл он в итоге к самому мерзкому и слабому методу решения проблемы. К тому же этот персонаж создал конфликт религии: в главе «У Тихона» он отмаливает грехи, что говорит о его причастности к церкви, но в конце романа, он совершает самый страшный грех — самоубийство, что вызвало у меня диссонанс. Возможно, этот диссонанс оправдывал теорию Достоевского, что простить можно любой грех, но человек должен простить себя сам, а после смерти он отпустить грех не может, что ещё больше путает меня. Для меня образ Николая Ставрогина — вневременной образ страдальца, который проблемы себе устраивает сам, заводя сделку с совестью и проваливаясь в депрессию; он всегда будет отрицательным персонажем в моём понимании. Обновлено: Опубликовал(а): Поля Черенкова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|