|
Как выражена тема обречённости мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? (Бунин И. А.)Это написанное в 1915 году произведение Ивана Бунина повествует о путешествии уже довольно престарелого миллионера — того самого господина из Сан-Франциско, чьё настоящее имя так и не было никем запомнено - и его семьи, состоявшей из жены и дочери-подростка, в Италию. В рассказе фигурирует описание самого настоящего роскошнейшего отдыха с шиком — люксовый лайнер «Атлантида», сладкая музыка, встречи с высокопоставленными персонами, самые разнообразные шампанские и вина, недоступные по тем временам для простых смертных автомобили… Но, увы, столь роскошный отдых не приносит никому особой радости — в семье миллионера царит немое раздражение отдыхом и друг другом, погода в Италии оказывается ужасной, развлечения — тривиальными и даже пошлыми… Как не стараются богачи развлекаться — то и дело признаки несчастной жизни прорываются через занавес не столь уж пьянящих вин и не столь уж сладкой музыки: лачужки нищей, как оказывается, Италии, дети-оборванцы, в надежде пытающиеся продать дешевые открытки богатым гостям, мастерски вставленные Буниным моменты с подобной аду с грязными, потными и полуголыми людьми кочегаркой роскошной «Атлантиды» и даже упоминание «вечной» Балканской войны в газете… Всё это создает особое, нарастающее с каждой минутой, напряжение в повествовании. Чувствуется животный страх богачей лишиться того, что они имеют. Семья понимает, что стоит на краю катастрофы и неминуемого падения, но, увы, не видит и не хочет видеть выхода из сложившейся ситуации, пытаясь спрятаться во всевозможных развлечениях… Прятаться вечно не выходит, и ужасное всё-таки случается: господин из Сан-Франциско внезапно умирает в дороге. Его семья и даже сам труп умершего миллионера сталкиваются со всевозможными унижениями: открытой грубостью персонала и нежеланием праздного окружения хоть как-то проявить уважение к случившемуся — труп приходится выносить из отеля в ящике из-под содовой, а позднее возвращать в Америку в грязном и вонючем трюме, что иронично, той самой «Атлантиды». Бунин всячески, буквально каждой строчкой своего «Господина», пытается донести до читателя то, что мир начала 1910-х годов уже достиг своего апогея в виде ужасного социального неравенства и безнравственности ставшего продажным общества и, что если срочно не предпринять меры, трагедии просто не избежать. Понятно, что «сильным мира сего» просто нет до этого дела, и это «ужасное» просто обязано случиться. Так оно и вышло: уже на момент издания произведения мир был охвачен Первой мировой войной… Через каких-то два года в России всё это напряжение и «нежелание низов и невозможность верхов жить по-старому» выльется в Революцию, и тысячи подобных «господинов» из Петербурга, Москвы, тысяч провинциальных городов и деревень также столкнуться со страхом, смертью и унижениями. Краха «старого мира» было не избежать — сам Бунин оказался в изгнании, а его предсказавший недалекое будущее пессимистический, но гениальный рассказ, скорее всего, не раз был прочитан сидящими в окопах и умирающими от хлора, шрапнели, вшей и тифа бойцами «Великой войны» или, что так же не исключено, стал «отличным» топливом для «буржуйки» какой-нибудь «интеллигентной» русской семьи зимой 1918 года... Обновлено: Опубликовал(а): Никита Радаев Внимание! Спасибо за внимание.
|
|