|
Вы здесь: Критика24.ру › Школьные сочинения
Подробный анализ рассказа В. Т. Шаламова «Дождь» из олимпиадных заданий по литературе (Школьные сочинения)Произведение Варлама Тихоновича Шаламова «Дождь» написано в 1958 году — в эпоху послевоенных лет СССР, когда граждан массово амнистировали и высылали в исправительно-трудовые колонии, лагеря, тюрьмы, ссылки. В их число не посчастливилось попасть и самому писателю, который под грузом нелёгких физических работ создал этот рассказ, посвятив его тяготам быта каторжников: в тексте изображены фрагменты жизни людей, чьи судьбы на долгие годы переплелись за высокими заборами с колючими проволоками. «Дождь» — так просто и, на первый взгляд, незамысловато названо произведение В. Шаламова. Однако, если вникнуть в его суть, становится ясно, что дождь — это символ обновления, не только природного, но и духовного человеческого. Своей прохладой, свежестью и визуальной подвижностью он вызывает те тайные мысли и воспоминания, которые являются личностно важными для каждого человека, очищает разум от старых дум и облегчает душу. Через его символический образ раскрывается идея произведения: автор рассказывает историю трагической судьбы человека в тоталитарном государстве для её сохранения в памяти своих современников и потомков, для пробуждения добрых человеческих чувств. Именно дождь сопровождает В. Шаламова на протяжении всего повествования, что усиливает осмысленность и глубину природной стихии. Рассказ состоит из четырёх композиционных частей, каждая из которых привносит своё значение в общий ход повествования и отличается индивидуальной системой образов, пафосом и изобразительно-выразительными средствами. Так, в начале произведения автор знакомит читателя с суровой жизнью каторжан, которые уже третий день вынуждены работать в шурфах под дождём. Они значительно ограничены в действиях, за ними осуществляется тотальный контроль, что подчёркивается в тексте с помощью синтаксического параллелизма: «Мы не могли выходить из шурфов — мы были бы застрелены. <… > Мы не могли кричать друг другу — мы были бы застрелены». А использованием местной «лагерной» лексики (полигон, шурф, блатари, десятник, конвой и др.) В. Шаламов постепенно добивается погружения читателя в её среду. Труд каторжан крайне тяжёл и неокупаем, а качество условий их содержания снижено до минимума: у рабочих нет даже нижнего белья, а их вымокшая одежда не просушивается. Но начальство ничего не предпринимает — в произведении сделан акцент на дроблении людей на властителей и подчинённых. Возглавляющие лагерь лица уже намного отдалились от заключённых как в материальном, так и в духовном плане, и взаимопонимания им было не достичь; дождь лишь подчёркивает эту разницу между простым рабочим человеком и его начальником, личности которых привыкли к разной жизни и к разным условиям: «Примитивный тайный расчёт начальства был таков, что дождь и холод заставят нас работать. Но ненависть к работе была ещё сильнее…». Если для вышестоящих дождь — двигатель прогресса, то для каторжников он – «холодные плети воды, опускавшиеся на (их) спину» (метафора). Данные обстоятельства вынуждают людей чувствовать себя рабами, что не может не быть мучительным для души, уже когда-то познавшей свободу (вспомним судьбу лермонтовского Мцыри). Всё это истощает человеческое нутро и лишает людей необходимых для счастливого существования благ, что и служит предпосылкой их последующего нежелания жить в таких условиях. Далее автор рассуждает о самоубийстве. Заметим, что фраза: «я знал, что ничто в мире не заставит меня покончить с собой» — вводится в повествование внезапно, без подготовки читателя к этому, вероятно, в связи с тем, что мысли о суициде — частое явление в окраинах лагеря. Работа заключённых скучна и однообразна, что нередко служит почвой для размышлений, и, более того, они — их единственная возможность скоротать время. А фоновый шум дождя мотивирует их переосмыслить некоторые вещи, как произошло и с рассказчиком: «я стал понимать суть великого инстинкта жизни». На пути к осознанию духовного преимущества человека над физическим началом он сравнивает людей с лошадьми и приходит к выводу, что «лошади ничем не отличались от людей» — и всё же почему-то оба — рабы последних. В этом заключается великое единение человека и природы, передача одной простой мудрости и сформированной годами философии от второго, более древнего и опытного, к первому: «ты — человек, и что бы ни случилось, ты можешь это выдержать, ведь ты сильнее смерти» — напоминает рассказчику природа. И, неожиданно для себя отдёрнув ногу от катящегося камня, он подчинился тому самому «инстинкту жизни», присущему всему живому на Земле и воспитывающему в нём выносливость, позволяющую преодолеть любые жизненные препятствия. С этой задачей автор справляется как нельзя лучше: среди окружающей тоски и постоянства он смог найти оптимистическую ноту, чем схож с главным героем фильма «Побег из Шоушенка», Энди Дюфрейном, который незаслуженно попал в тюрьму, где столкнулся с жестокостью и беззаконием, царящими по обе стороны решётки, но его добрая душа спасла его от отчаяния, и он стал искать способы добиться расположения к себе как заключённых, так и охранников и находил их, что впоследствии помогло ему сбежать из Шоушенка. В третьем эпизоде дождь наводит автора на воспоминания о проходящей мимо женщине. Не случайной, а первой женщине, увиденной каторжанами за 3 года. А потому она была для них особо примечательна: её появление привнесло хоть какую-то краску в мрачное и однообразное существование заключённых, подчёркнутое в тексте лексическим повтором: «Серый каменный берег, серые горы, серый дождь, серое небо, люди в серой рваной одежде…». И что оказалось для них более важным — она поняла их. Но почему? Должно быть, потому что и она, и каторжники объединены одним жизненным несчастьем: и в исправительно-трудовой лагерь, и в проституцию добровольной дороги нет, и они — лишь следствие безнадёжного существования. Женщина шла по тропинке, «не обращая внимания на окрики конвоя», а мужики издавали «радостный рёв», хотя их могли застрелить, что тоже говорит об их неблагополучии — ни один среднестатистический человек равнодушным к своей жизни не будет. Также в данном фрагменте можно наблюдать значительно пониженную планку общечеловеческих ценностей и требований к обычным вещам: случайная женщина «показалась красавицей» мужикам, несмотря на разные вкусы и стандарты красоты; автор эпитетом отмечает «великое сердце» героини и её мудрость, хотя для человека, живущего в благополучии, её действия не вызвали бы такого резонанса. В финальной части произведения автор показывает нам отчаявшегося в суровых лагерных условиях человека — Розовского. «…Я долго думал! И понял, что смысла жизни нет… Нет…» — кричал он, не обращая внимания на конвойных. И в этом повторе слова «нет» заключено его душераздирающее одиночество, сопровождаемое утратой жизненной цели. Вероятно, Розовский не успел осуществить свою мечту в долагерной жизни и осознал, сколько лет ещё отнимет у него заключение, скольких лет, потраченных на дорогу к достижению счастья, лишает оно его. Это и послужило предпосылкой к его первой попытке самоубийства и ко всем последующим. Пустая жизнь и бесцельное существование сподвигали его к ним. Здесь же проявляется участие заключённых в судьбе друг друга, их взаимопонимание: автор, осознавая последствия крика и слов Розовского, прикрыл его, сказав, что тот болен. Подобным образом поступал и Энди из «Побега из Шоушенка»: он вселил в Реда надежду на освобождение, которая под биением его вновь одухотворённого сердца сбылась и подарила ему свой Тулон. Таким образом, небольшое по объёму произведение соединило в себе четыре важнейшие темы нравственности и морали: отношение человека к человеку, единение человеческого и природного начала, духовные ценности и смысл жизни. На протяжении всего повествования они тесно перекликаются друг с другом, объединяясь в символическом образе дождя и вызывая в душе читателя самые высокие и благородные чувства, составляющие его жизненное счастье. Обновлено: Опубликовал(а): freedom of speech Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|