|
Б. Ахмадулина «В тот месяц май, в тот месяц мой…» (Анализ стихотворения, стиха)
Важным в стихотворении является образ щегла — символа пестроты, яркости и легкомысленности. Лирическая героиня, сравнивая себя в молодости с щеглом, тем самым показывает, что несерьезно и поверхностно относилась к жизни («и с легкомыслием щегла // я окунала в воздух перья»). Таким образом, «в тот месяц май» лирическая героиня, как это часто бывает в юности, наслаждалась «полётом жизни», не думала о земных вещах. В третьем, четвертом и пятом катрене изображены изменения, произошедшие в душе лирической героини с течением времени. «…стал мой взор // и проницательней, и строже» — теперь она замечает то, чего не видела раньше, а также стала более требовательной и разборчивой. То, что прежде совершалось с легкостью, сейчас дается лирической героине с трудом: «и каждый вздох и каждый взлёт // обходится мне все дороже». Кроме того, она уже приобрела большой жизненный опыт, теперь ей известно то, чего она не знала в молодости: «И я причастна к тайнам дня. // Открыты мне его явленья». Жизненный опыт также научил лирическую героиню быть осторожной: «Вокруг оглядываюсь я…». Изменилось и отношение лирической героини к жизни, стало более циничным и скептическим, что передано в сравнении: «… с усмешкой старого еврея». Образ старого еврея является также символом мудрости и степенности, пришедшей с годами. Далее описываются явления действительности, представленные взору лирической героини. Это нависание и галдеж грачей, а также скучное вязание женщин. Шумных грачей можно считать, с одной стороны, отображением внутреннего состояния лирического героини — грусти, а с другой стороны — символом приближающейся, «нависающей» смерти. Итак, лирическая героиня с годами утратила былую беспечность и наивность, как и саму молодость. Однако эти изменения не воспринимаются печально, наоборот, лирическая героиня оценивает их положительно, радуется, что они произошли («Но, слава богу, стал мой взор // и проницательней, и строже»). Думаю, это связано с тем, что на этом жизненном этапе лирическая героиня осознала важные истины, приобрела мудрость. Кроме того, именно старение дало ей осознание ценности юности в жизни человека. Понять, насколько важна и прекрасна молодость, лирическая героиня смогла, только когда уже потеряла её. Поэтому это стихотворение наполнено, с одной стороны, грустью о потерянной навсегда юности, а с другой стороны, радостью осознания всей прелести утраченного. В последнем катрене появляется образ «чужого дитя», играющего на дудочке. Соблюдение «клумб и грядок» — общепринятых порядков — трудно для лирической героини. Она, несмотря на жизненный опыт, не перестает следовать тем же порывам, которым следовала в юности. Стоит отметить, что весь текст стихотворения пронизывает мотив полета. В молодости героиня ощущала себя птицей, стремившейся в полёт («влекла меня погоды лётность»), сейчас она отмечает, что уже не может так просто взлететь: «каждый взлёт // обходится мне все дороже». Можно сделать вывод, что идеей стихотворения Беллы Ахмадулиной является утверждение ценности юности, осознание чего возможно только тогда, когда эта юность уже утрачена. Обновлено: Опубликовал(а): Ekaterina24 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|